Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Толстой смотрел на школу как на лабораторию, в которой дети самостоятельно занимаются и полу­ чают знания и формируют свои нравственные убеж­ дения. Он призывал учителей творчески работать, на­ ходить новые методы и приемы. Помню, на уроке географии в IV классе нашел я один удачный прием, который обеспечил быстрое ус­ воение географической карты. В классе на передней стене висела большая физическая карта полушарий. Перед каждым учеником на парте лежала малень­ кая физическая карта. Я вызвал к большой карте од­ ного ученика, а другим ученикам предлагал подни­ мать руки и, по моему разрешению, задавать вызван­ ному ученику вопросы —найти какой-нибудь остров, полуостров, низменность, гору, реку. У ребят про­ буждалось большое желание задавать вопросы то­ варищу. Если вызванный ученик не мог показать на карте требуемое, то я вызывал того ученика, который задал вопрос. Он должен был найти искомое место. Этот прием очень оживлял урок. Каждый из ребят внимательно всматривался в свою маленькую карту и задавал много вопросов. Карту ученики изучали хорошо. Вспоминаю такой факт из своей воспитательной практики. Как-то один ученик второго класса принес мне книгу и сказал: — Григорий Александрович! Эту книгу я нашел на улице. — Молодец! Ты—честный мальчик, настоящий советский человек,— горячо похвалил его в присутст­ вии всех его товарищей и передал книгу ученику, по- терявщему ее. Похвала подействовала на ребят — многим из них захотелось заслужить одобрение учи­ теля- И малыши приносили мне найденные ими ка­ рандаши, ручки, книги, варежки. За это они получали похвалу перед всем классом- Ученики часто оставались в школе после уроков, обшаривали все классы, все парты, чтобы найти ка­ кую-нибудь вещь. Но одной скромной девочке Тане не удавалось ничего найти, потому что ребята опере­ жали ее. И вот однажды на уроке она подала мне хо­ рошую, чистую общую тетрадь и сказала; — Григорий Александрович, я нашла тетрадь. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=