Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Ребята увлеклись рассказом н охотно читали его в классе и дома. И на простом увлекательном материа­ ле этого рассказа они научились лучше читать. Толстой убедил меня, что творческие сочинения — самая полезная форма письменных работ, наиболее развивающая детей. Как я начинал эту работу? Я давал ребятам не­ сколько письменных изложений детских рассказов Толстого («Девочка и грибы», «Котенок», «Пожар»). Эти произведения написаны простым народны.м язы­ ком и дают образцы того, как надо писать. Затем я читал лучшие детские сочинения моих ре­ бят и рекомендовал разнообразные темы сочинений: «Памятный день моей жизни», «Прогулка в лес», «Поездка в город» и другие. Ученики писали сочи­ нения в классе и изредка —дома. Творческие сочинения доставляли радость детям и мне, учителю. В 1926 г. я работал в Шитневской начальной шко­ ле, руководил двумя классами: первым и третьим. Однажды я, следуя примеру Л. Н- Толстого, объ­ яснил третьему классу, как писать творческие сочи­ нения. Предложил писать сочинения на любую тему. Ученики приступили к работе. Вдруг поднимает руку ученик первого класса Степанов Ваня- — Что тебе нужно? —спрашиваю его. — Хочу писать творческое сочинение. — Пиши. Я дал ученику листок бумаги. Дело было в марте, первачки уже умели хорошо читать и писать. Ваня стал писать карандашом. За десять минут он написал сочинение на тему «Пистолетик». Сочинение было написано хорошо. За Ваней последовали и другие ученики. С этого началось детское творчество. Опыт показывает, что творческие сочинения мож­ но писать уже в первом классе со второго полугодия. В моей 40-летней педагогической практике часто бывало так- Дают мне самый слабый класс. Через год этот класс делается самым развитым, передовым. Что влияло на ребят? Любовь учителя к детям, пос­ тоянное общение с ними, увлечение литературой, вне­ классное ‘чтение, творческие сочинения, использова­ ние методического наследия Л. Н. Толстого- 155

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=