Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
Ребята увлеклись рассказом н охотно читали его в классе и дома. И на простом увлекательном материа ле этого рассказа они научились лучше читать. Толстой убедил меня, что творческие сочинения — самая полезная форма письменных работ, наиболее развивающая детей. Как я начинал эту работу? Я давал ребятам не сколько письменных изложений детских рассказов Толстого («Девочка и грибы», «Котенок», «Пожар»). Эти произведения написаны простым народны.м язы ком и дают образцы того, как надо писать. Затем я читал лучшие детские сочинения моих ре бят и рекомендовал разнообразные темы сочинений: «Памятный день моей жизни», «Прогулка в лес», «Поездка в город» и другие. Ученики писали сочи нения в классе и изредка —дома. Творческие сочинения доставляли радость детям и мне, учителю. В 1926 г. я работал в Шитневской начальной шко ле, руководил двумя классами: первым и третьим. Однажды я, следуя примеру Л. Н- Толстого, объ яснил третьему классу, как писать творческие сочи нения. Предложил писать сочинения на любую тему. Ученики приступили к работе. Вдруг поднимает руку ученик первого класса Степанов Ваня- — Что тебе нужно? —спрашиваю его. — Хочу писать творческое сочинение. — Пиши. Я дал ученику листок бумаги. Дело было в марте, первачки уже умели хорошо читать и писать. Ваня стал писать карандашом. За десять минут он написал сочинение на тему «Пистолетик». Сочинение было написано хорошо. За Ваней последовали и другие ученики. С этого началось детское творчество. Опыт показывает, что творческие сочинения мож но писать уже в первом классе со второго полугодия. В моей 40-летней педагогической практике часто бывало так- Дают мне самый слабый класс. Через год этот класс делается самым развитым, передовым. Что влияло на ребят? Любовь учителя к детям, пос тоянное общение с ними, увлечение литературой, вне классное ‘чтение, творческие сочинения, использова ние методического наследия Л. Н. Толстого- 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=