Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

м о и УВЛЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Л. Н. ТОЛСТОГО (Воспоминания учителя-пенсионера) Н. К. Крупская, высоко оценивая педагогическое творчество Л. Н. Толстого, с восторгом писала: «Самое сильное впечатление на меня произвели педагогические высказывания Льва Толстого!- Сколь­ ко поэзии в педагогических статьях Толстого. Сколь­ ко страстности, что для пережившего эти статьи педа­ гогическая деятельность не могла уже быть скучным ремеслом, а становится деятельностью творческою, преисполненною глубоких тревог и радостей» Такое же сильное впечатление произвели педагоги­ ческие статьи Л. Н. Толстого на передовых учителей. Мои увлечения педагогическими произведениями Л. Н. Толстого начались рано. Вес ной 1918 года, когда мне исполнилось 19 лет, я закончил среднюю школу и решил стать учителем в той сельской школе, где некогда ребенком учился и страдал. Осенью 1919 года получил назначение учителем в Шитневскую школу первой ступени. Это меня об­ радовало. Мне было поручено вести третий класс, са­ мый отсталый и бесцветный среди других классов. В классе было 20 мальчиков и девочек из детей крестьян. Половина из них ходила в школу пешком из соседней деревни за четыре километра. Как провести первый урок? Этот вопрос меня сильно волновал. Я прочел много художественных книг писателей-классиков, но педагогической литера­ туры не знал. Стал копаться в. маленькой библиотеке дяди и нашел единственную книгу — «Педагогиче­ ские статьи Л. Н. Толстого». Прочел три статьи «Яс­ нополянская школа за ноябрь и декабрь» и был оча- ‘ Н. К- К'РУ'ПСКая. Поли. собр. соч., т. I- М., 1957, стр. 197. 152

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=