Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

верждал: «Хороша свобода, но если эта свобода пре- доставляетдя в такой области, в которой учитель со­ вершенно некомпетентен, то эта свобода превраща­ ется в одно из орудий невежества, в одно из орудий уничтожения»’. Толстой, как известно, идеализировал природу ребенка. Он высказывал убеждение в совершенстве его природы; здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям «безусловной гар­ монии в отношении правды, красоты и добра, кото­ рые мы носим в себе... Родившись, человек представ­ ляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Идеализация природы ребенка Толстым вы­ текала из его теории «свободного воспитания». Нельзя, конечно, согласиться с выводом, который сделал Толстой, когда он, идеализируя природу ре­ бенка, заявлял, что взрослые воспитывают детей из зависти к их непорочности, стараясь как можно ско­ рее сделать их такими же испорченными, как они са­ ми. Это парадоксальное утверждение Толстого, вы­ сказанное им в увлечении борьбой против угнетения детей и палочной дисциплины, было своеобразны.м выражением его большой любви к детям. Однако элементы «свободного воспитания» не являются главными, основными в педагогических воззрениях Толстого. Основным в его взглядах и педагогической практике является педагогика творческой личности, страстная любовь к детям, глубокое знание психо­ логической природы детей. Высокую оценку Толстому как педагогу дает Д. Д. Семенов. Этот последователь К. А. Ушинского, полвека отдавший непрерывному служению русской школе и просвещению, в своей работе «Опыт педа­ гогической критики русской учебной литературы» восхищался детскими книгами Л. Н. Толстого. Он считал их верхом совершенства как в психологиче­ ском, так и художественном отношении, так как в каждом рассказе есть мораль, которая не бросается в глаза, но просится в душу ребенка и глубоко запа­ дает в нее. ' Н. К. Г р у н е к ИЙ. Педагогические взгляды Л. Н. Толсто­ го. Юрьев, 1914, стр. 8. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=