Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

каждого класса, представители от комсомольской и пионерской организаций школы. В редколлегию журнала вошли наиболее способ­ ные и склонные к литературному творчеству ученики старших классов. Но желающих участвовать в жур­ нале было гораздо больше. Надо было сплотить всех начинающих авторов в единую группу, как-то стиму­ лировать и направлять самостоятельное творчество учащихся. Таким организующим звеном явился кру­ жок юнкоров при журнале. Он стал своеобразным се­ минаром для сотрудников «Ясной Поляны». Его за­ дачи: развитие наблюдательности, творческого вооб­ ражения, художественого вкуса и критической оцен­ ки, овладение отдельными навыками и умениями пи­ сательского мастерства. Эти задачи определили и со­ держание работы кружка. С одной стороны, доклады о мастерстве писателей, знакомство с основами сти­ хосложения, анализ ярких литературных образцов; с другой стороны, коллективное обсуждение первых творческих опытов учащихся, всевозможные упраж­ нения, литературные игры. Я знакомил ребят с размерами стиха, ритмом, рифмой, строфой, сопровождая теоретическую часть разбором стихотворных примеров. Два занятия были посвящены газетным и журнальным жанрам, сбору, обработке и редактированию материала. Каждый член кружка получал конкретное зада­ ние: написать заметку-хронику, отзыв на книгу, очерк, информацию, обзор или отчет, соблюдая такие тре­ бования, как злободневность, сжатость и живость из­ ложения. Начинающие авторы знакомились также со статьями В. Маяковского «Как делать стихи», М. Иса­ ковского «О поэтическом мастерстве», читали отрыв­ ки из писем М. Горького к молодым писателям и по­ вести К- Паустовского «Золотая роза», рассматрива­ ли рукописи Л. Н. Толстого. Все это убеждало в кропотливой работе писателя над словом. С интере­ сом проходили литературные игры на развитие со­ образительности, памяти и речи —рассказ по кругу, подбор рифмы или синонимов к слову, писание стихов по заданным рифмам, небольщих новелл по посло­ вице, викторины и кроссворды. Наши кружковцы бы­ ли организаторами и таких общешкольных мероприя- 140

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=