Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
она отразилась в теории, была главным образом разрушительная сила. Этим Б. Лозинский принижал роль Толстого в создании самобытной русской педа гогики. Л. Н. Толстой был экспериментатором, он обогатил русскую педагогическую науку. Лозинский утверждал, что Толстой, характеризуя детский мир, не считается с законами наследствен ности. Выражая реакционные, антинаучные взгляды, Лозинский писал; .«При воспитании ребенка прихо дится сталкиваться с такими инстинктивными нак лонностями, как, например, инстинкт борьбы». Большое место педагогике Л. Н. Толстого отвел на своих страницах журнал «Воспитание и обучение». В передовой статье журнала № 1 за 1911 г., посвя щенной памяти Л. Н. Толстого, дана высокая оценка Толстому как' педагогу-мыслителю, который с тонкой проницательностью проникал в психологию ребенка и правдиво воссоздавал в своих произведениях его внутренний мир. «Характерной и главной чертой Тол стого,—писал автор, статьи.— явилось глубокое ува жение к личности человека; этим высоко гуманным чувством окрашено все его творчество. Эта проповедь уважения человеческой личности в ребенке, любви к нему лежит и в основе педагогических идей Тол стого, в этом их сушность, нравственная красота»'. И в наши дни имя Толстого дорого всем, кто ду мает о будущем человечества, кто проникся уваже нием к человеческой личности, кому дорог ребенок, его личность, его индивидуальность, в ком жива лю бовь к детям, «кому дорого свободное развитие че ловеческого духа» 2,—заключил автор статьи. В 1914 г. в г. Юрьеве (ныне Тарту) вышла книга проф. Н. К. Грунского «Педагогические взгляды Л. Н. Толстого». Грунскпй писал: «Критика же Тол стого, будучи неправильна в своих основах, не могла вызвать ничего более, как отрицательное отношение со стороны тех, кому было дорого начинающих дело русского образования»®. Выступая против свободного воспитания, он ут- ' Журнал «Воспитание и обучение», СПб., 19П, I, стр 2—3. 2 Т а м ж е, стр, 8—9. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=