Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

: •мственныи строи и уровень детских понятии»'. Как редактор и издатель книжек «Ясная Поляна», Л. Н. Толстой требовал от произведений для детей истинного содержания, занимательности, доступнос­ ти и хорошего языка. Он решительно отвергал всякие подделки под народный язык, противопоставляя нм такие образцы детского творчества, как «Солдаткино житье», «Ложкой кормит, стеблем глаз колет». Л. Н. Толстой стремился сохранить живость и не­ посредственность детских работ, поэтому он почти не выправлял сочинений своих учеников, и они дошли до нас во всей своей самобытности. Уже в первых печатных отзывах о журнале «Яс­ ная Поляна» критики положительно оценили начина­ ния Толстого. В 3-ем номере «Современника» за 1862 год, осудив некоторые теоретические положения Толстого-педагога, Н. Г. Чернышевский в рецензии на журнал писал: «Лучшая часть «Ясной Поляны» — издающиеся при ней маленькие книжки для просто­ народного чтения...» I А не следует ли и нам, учителям и учащимся Яс- •нополянской школы-интерната им. Л. Н. Толстого, j издавать свой общешкольный рукописный журнал «Ясная Поляна»? Такая мысль была высказана на заседании педа­ гогического совета и горячо одобрена всем коллекти- I вом учителей. Современная жизнь школы, в которой и поныне учатся потомки первых учеников Толстого, се интересная история, ее богатые традиции, разно­ образные формы внеклассной работы —все это было хорошей почвой для издания и длительного сущест­ вования журнала. Однако сами учащиеся были еще слабо подготовлены к литературно-творческой рабо­ те в журнале. С «пишущими» ребятами никто специ­ ально не занимался, лучшие детские сочинения, сти­ хи, рассказы, рисунки не собирались и не сохраня­ лись. «Литературная газета» выпускалась учительни­ цей и заполнялась преимущественно юбилейными статьями о том или ином писателе. Для успешного ' Из предисловия А. А. Э р н е и в е й н а, бывшего учителя Яс­ нополянской школы, к первой книжке сборника «Из Ясной По­ ляны» (М.. 1873). 2 «Л. Н. Толстой в русской критике». М., 1952, стр. 129. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=