Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
чтобы в нем не было критических элементов, способ ных доставлять ценный материал для просвещения передовых классов» *. Эти слова в полной мере относятся к содержанию названных рассказов * * * 1 Итак, детские рассказы Л. Толстого 70-х гг.— своего рода утверждение эстетических принципов ис кусства на народной основе. Умение одним метким словом определить харак тер, явление, событие, вызвать бесчисленное множест во мыслей, представлений —исконная черта народно го творчества, определившая особенности мастерства психологического анализа в детских рассказах Л. Тол стого 70-х годов. Писатель в них не отказывается от своих излюб ленных приемов. Портретная характеристика, внут ренний монолог, контрастность пейзажа и др.—сви детельство единства его художественного гения. Од нако они в детских рассказах приобретают образный лаконизм и простоту. Правда жизни, мастерство раскрытия душевных движений человека, образность -и народность язы ка—черты толстовского реализма, которые оказы вают влияние на формирование творческого метода современных писателей- В. Тендряков справедливо отмечает, что «именно теперь для любого, кто прак тически пытается стать на сторону искусства гуман ного и оптимистического, творчество Л. Н. Толстого является величайшей опорой, вечным примером здо рового, исцеляющего искусства» Проникновение в тайны мастерства психологиче ского анализа Л. Н. Толстого в детских рассказах 70-х годов —основа правильного художественного анализа их в советской школе. 1 в И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 20, стр. ЮЗ. 2 «Литературная газета», 1960, 19 ноября. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=