Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

чтобы в нем не было критических элементов, способ­ ных доставлять ценный материал для просвещения передовых классов» *. Эти слова в полной мере относятся к содержанию названных рассказов * * * 1 Итак, детские рассказы Л. Толстого 70-х гг.— своего рода утверждение эстетических принципов ис­ кусства на народной основе. Умение одним метким словом определить харак­ тер, явление, событие, вызвать бесчисленное множест­ во мыслей, представлений —исконная черта народно­ го творчества, определившая особенности мастерства психологического анализа в детских рассказах Л. Тол­ стого 70-х годов. Писатель в них не отказывается от своих излюб­ ленных приемов. Портретная характеристика, внут­ ренний монолог, контрастность пейзажа и др.—сви­ детельство единства его художественного гения. Од­ нако они в детских рассказах приобретают образный лаконизм и простоту. Правда жизни, мастерство раскрытия душевных движений человека, образность -и народность язы­ ка—черты толстовского реализма, которые оказы­ вают влияние на формирование творческого метода современных писателей- В. Тендряков справедливо отмечает, что «именно теперь для любого, кто прак­ тически пытается стать на сторону искусства гуман­ ного и оптимистического, творчество Л. Н. Толстого является величайшей опорой, вечным примером здо­ рового, исцеляющего искусства» Проникновение в тайны мастерства психологиче­ ского анализа Л. Н. Толстого в детских рассказах 70-х годов —основа правильного художественного анализа их в советской школе. 1 в И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 20, стр. ЮЗ. 2 «Литературная газета», 1960, 19 ноября. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=