Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

видел в победе нравственного начала над социальной несправедливостью. Герои рассказов Л. Толстого, действующие в условиях буржуазной действитель­ ности,—носители пассивного нравственного начала. Так, в были «Бог правду видит, да не скоро скажет» автор показывает столкновение добра со злом как в объективном, так и субъективном планах. Аксенов, бывший купец, безвинно отбывающий 20-летнюю ка­ торгу, разуверившись в справедливости законов жиз­ ни, обращает все надежды на бога и, сообразуясь с требованиями религии —делать людям добро —орга­ низует свою жизнь в остроге. В конце своего пребывания на каторге он встреча­ ется с настоящим убийцей, погубившем его, и стано­ вится свидетелем приготовления последнего к побегу с каторги. Старик может выдать его острожному на­ чальству. Однако понимание социальной несправед­ ливости заставляет его, вопреки религиозным убеж­ дениям, солгать и скрыть своего врага. Доброе нрав­ ственное начало в нем побеждает. Когда острожное начальство допытывается у него, кто совершил подкоп, Аксенов отвечает: «Я не видел и не знаю» ’■Сохранивший душевную чистоту, герой морально возвышается над погубившей его буржу­ азной действительностью. Одерживает он нравственную победу и в столк­ новении со злом в субъективном плане. В конце рас­ сказа Семенов, враг Аксенова, закоренелый убийца, покоренный добротой Аксенова, просит у старика прощения. И от сознания доброго дела для челове­ ка «у него (Аксенова —Я. К .) на душе легко стало» Человечность —вот что, по мысли Толстого, скраши­ вает жизнь людей, делает ее теплее. Идеи всепрощения, самоусовершенствования, фа­ тализм, определившие развитие характеров в расска­ зах «Царь и рубашка», «Царский сын и его товари­ щи», ослабляли их обличительную силу. Однако, как указывал В. И. Ленин, несмотря на утопичность, реак­ ционность учения писателя, «вовсе не следует ни того, чтобы это учение не было социалистическим, ни того. ’ Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 21', стр. 2 5 в . 2 Т а м ж е , стр. 253. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=