Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
тей, так и для взрослых, мы обнаруживаем то, что идет от крупных произведений писателя (внутренний монолог, пейзаж, портрет, «диалектика души»). Это служит свидетельством единства художественного гения писателя- Однако в то же* время они воплотили 3 себе и то существенное в обрисовке характера, что трнсуще маленьким детским рассказам Л. Толсто го—образную лаконичность'. В рассказах для детей старшего возраста большое значение отводится пейзажу, как средству психологи ческого анализа. Так, метафоричное описание быстро выбирающегося из-за гор месяца раскрывает по спешность действий Жилина, убегающего из плена: «Он спешит, а месяц еще CKojpee выбирается; уж и *направо засветились макушки. Стал подходить к ле- !су, выбрался месяц из-за гор,—бело, светло совсем, 'как днем»^. При этом следует-отметить динамизм ■пейзажных зарисовок, который не нарушает общего 1Строя повествования. По какому же пути идет развитие характера в произведениях Толстого, обличающих буржуазную действительность? Движение внутренней сущности «Я» у писателя направлено по пути самоусовершен ствования, в пределах тех возможностей блага и доб ра, которые складывались веками. Это то, что сос тавляет противоречия во взглядах Толстого, отразив шего, по словам Ленина, настроения той части много миллионной массы■народа, «которая уж е ненавидит хозяев современной жизни, но которая ещ е не дошла до сознательной, последовательной, идущей до кон ца, непримиримой борьбы с ними»^. Доброе отношение к человеку при всех условиях, самоусовершенствование («Солдаткино житье»), «не противление злу насилием» («Бог правду видит, да не скоро скажет»)—основные пути для борьбы с со циальным злом, которые указывает Л. Толстой- Вы ход из социальных противоречий в жизни писатель ' И. К а ш т а н о в а , Работа Л. Н. Толстого над детскими рассказами 70-х годов. «Толстовский сборник», Тула, il962, стр. 82—98. 2 Л. Н, Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 21, стр'. 324, 3 В. И. Л е н и н . Поли, собр. соч., т. 20, стр. 70. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=