Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Большое идейное звучание придается диалогу. С его помощью писатель, раскрывая внутренний мир героев, их взаимоотношения, доносит до читателя ос­ новную идею были «Кавказский пленник» —утверж­ дение братства между людьми. С этой целью Л. Тол­ стой в печатном тексте расширяет диалог между Жи­ линым и Диной. Сравним соответствующие эпизоды из 1-й окон­ чательной редакции рассказа: 1 варйант: «Жилин взял и говорит: «Спасибо. О чем пла­ чешь?» Она "говорит: «Завтра отец тебя убить хочет». Сама себе рукой шею показывает. Жилин «Палку длинную дай» и говорит по-ихнему: «Палку длинную дай!» Печатный текст; «Жилин взял и говорит: —Что давно не бывала? А я тебе игрушек наде­ лал. На вот! — Стал швырять по одной. А она головой мотает; не смот­ рит.—Не надо! — гово­ рит. Помолчала, посиде­ ла и говорит: «Иван, те­ бя убить хотят».—Сама себе на шею показыва­ ет.—Кто убить хочет? — Отец, ему старики велят. А мне тебя жалко. Жи­ лин и говорит: «А коли жалко, так ты мне палку длинную принеси» 2. В последней редакции разговор героев вызывает большое сочувствие к судьбе Жилина, образнее пере­ дает переживания девочки-татарки. Ей так жаль доб­ рого «Ивана», что она не обращает внимания на лю­ бимые игрушки, сделанные для нее. Это же выража­ ется и в словах: «А мне жаль тебя», и в поведении: «помолчала», «посидела» (словах, отсутствовавших в 1-ом варианте). В приемах психологического анализа Толстого в рассказах «Кавказский пленник», «Бог правду видит, да не скоро скажет», предназначающихся как для де- ‘ .Л. И. Т о л с т о й . Pj-K. .V» Г.ч, инв. 9196^107, отд. рук. Мос- ковск. госмузен Л. Н Толстого. " И. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 21, стр. 322—323. 2 Л. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=