Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
мы, обосновываемой Толстым. В условиях общества, раздираемого непримиримыми классовыми противо речиями, иначе и не .могло быть. В эпоху империа лизма идеологическая борьба вокруг педагогических воззрений Толстого н его практики в Яснополянской школе принимает более острый характер. Как же конкретно оценивалось педагогическое творчество Л. Н. Толстого в 90—900-е годы? Журнал «Вестник воспитания» в 1908 г. посвятил оценке педагогического наследия Л. Н. Толстого пе редовую статью «Педагогические заветы Л. Н. Тол стого». В этой статье журнал дал отповедь тем педа гогам, которые отрицали важность педагогических взглядов Толстого и его школьной практики. В ней говорится: «Присяжные педагоги пожимали и пожи- •мают плечами; человек отрицает право воспитания, о чем разговаривать с ним? Но какое воспитание он отрицает? То, которое сводится к принципу: делать из других людей то, что мне хочется. Толстой вовсе не против воздействия, руководства, но против дан ного, совершенно ненормального характера руковод ства»! '. Далее в статье подчеркивается, что у детей огром ный запас сил и энергии. Нужно дать им надлежа щий исход, напитать их знаниями, дать им свободу развития. В результате молодой росток вырастет в могучее, прекрасное дерево, а не в уродливое расте ние, «жалко жмущееся к земле» В этом журнале в 1910 г. появилась статья Е. Ло зинского «Толстой и Бранд». В.ней автор сравнива ет Толстого с героем известной ибсеновской поэмы Брандом. Лозинский писал: «Толстого не стало, не стало могучего, векового дуба, и на смежных высо тах человеческого духа стало вдруг так холодно и неуютно, так сумрачно и пустынно. Не стало велико го доброго учителя, и все человечество как бы оси ротело, почувствовав себя разбросанным стадом без пастыря». В то же время автор, сравнивая Толстого с Ушин ским, отмечал, что Ушинский создавал для нас педа гогическую теорию, в деятельности же Толстого, как ' Журнал «Вестник воспитания». .М., 1908, стр. III—IV. 2 Т ам ж е, стр. V—VI. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=