Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

дал в своих произведениях такие изображения этого быта, которые принадлежат к лучшим произведениям Кировой литературы»Это в полной мере относится и к детским рассказам Л. Толстого- к Единственным источником познания писатель счи- |ал жизнь, и дети, по его мнению, не должны быть искусственно отгорожены от нее. Писатель своими |»ассказами вводит ребенка в быт и нужды крестьян, и тем самым, как справедливо указывала А. Бабуш­ кина, «окончательнр меняет облик русской детской литературы, уводя ее из барской детской в крестьян­ ку ю, избу» 2. * БольшинСтвспмаленьких героев Л. Толстого изоб­ ражается на фоне крестьянской жизни. Они неотде­ лимы от нее. Так, у Филиопка «...отец еще с утра )уехал в лес, мать ушла на поденную работу»®. Есте­ ственно, что и мальчику хочется заняться делом. Отдельными художественными штрихами Л. Тол- 1стой создает картину трудовых будней села. Слобо­ да, по которой деловито шагает малыш, безлюдна: все на работе. Занятость крестьян подчеркивается встречей малыша с бабой с ведром. Условия жизни формируют характеры крестьянских детей, обуслов­ ливают их лучшие черты —деловитость, практиче­ скую сметку, гуманизм, мужество. Раскрытие внутреннего мира героев ведется пи­ сателем в соответствии с возрастом детей. Отсюда усложнение приемов психологического анализа Л Толстого, В детских рассказах для более старшего возраста мы встречаем внутренний монолог, портрет, пейзаж, изображение героев в развитии. Такова быль «Кавказский пленник», «образец тех,— как указы­ вал Л. Н. Толстой,—приемов и языка», которым он «пишет и будет писать для б о л ьши х »В ней нахо­ дим повторяющиеся портретные детали в обрисовке героев. Ими, например, Л. Толстой подчеркивает энергию Жилина и инертность Костылина: «А Жилин хоть невелик ростом, а удал был» «А Костылин — ■В. и. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 20, стр. 39. 2 А. Б а б у ш к и н а . История детской русской литературы. М., Учпедгиз, '1946, стр. 394. 3 Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 21, стр. 88. ^ Т а м ж е, т. 61, стр. 278. 5 Т а м ж е, т. 21, стр. .306. 5 Заказ 9857 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=