Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
присоединительные предложения с союзами «и», «а», придают речи детей черты сказовости, народности. Л. Толстой не признавал эстетики вне этики. В статье «Кому у кого учиться писать...» он указывал: «Воспитывая, образовывая, развивая, или как хоти те действуя на ребенка, мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра»'. Залогом успеха в выполнении поставленной за дачи Л- Толстой считал правильное и искреннее от ношение писателя к изображаемому. Художник сло ва, по его мнению, одаренный сильным чувством, «положит все силы души и не пожалеет ни времени, ни трудов на то, чтобы с внешней стороны облечь свои чувства в наиболее ясную и потому всем доступ ную форму» Изображение детей у Л. Н. Толстого проникнуто авторской душевной теплотой. С проникновенным лю бованием он описывает все в них: и одежду, и лицо, и движения, и манеры, и речь. И хотя в лирическом подтексте ряда рассказов угадывается порицание де тей за непослушание и ложь («Акула», «Косточка»), большей частью Л. Толстой любуется нравственной детской чистотой и непосредственностью («Кавказ ский пленник»), мужеством («Котенок»), любозна тельностью и трудолюбием («Филиппок»). В лице де тей он видит и воспроизводит тот нравственный иде ал, к которому должен стремиться и взрослый. Эмоциональность изображения усиливает воспи тывающее значение образов в произведениях Л- Тол стого для детей. Рассказы его учат честности («Кос точка»), дисциплинированности и мужеству («Аку ла»), преданности в дружбе, гуманизму («Кавказ ский пленник»), трудолюбию («Садовник и его сы новья»), коллективизму («Крестьянин и его сыновья») и т. д., словом, всему тому, что составляет основу ха рактера гармонической личности. В. И. Ленин, характеризуя творчество великого писателя, отмечал: «Толстой знал превосходно де ревенскую Россию, быт помещика и крестьянина. Он• • Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 321. 2 Т а м ж е, т. 30, стр. 352. 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=