Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
д) 1 Ппок достал свою шапку и пошел украдучись»-.. Окончательный вариант; «...Он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу» То же значение имеет и деталь одежды мальчика —длиннополое пальто. Прием контраста лежит и в основе изображения чувств малышей: печаль и радость («Корова»), страх й смелость («Филиппок»), Однако следует отметить, l / что при всем своем многообразии, психологизм в рас-- сказах Л. Толстого соответствует законам детского сознания и восприятия, а потому динамичен по своей основе. Так писатель передает робость Филиппка в разго воре с учителем: «Филиппок ухватился за шапку и ничего не говорил» ^ наконец, «он посмотрел на учи теля и заплакал»С тоило учителю ободрить малы ша, как чувство страха у него сменилось радостью и бодростью. Филиппок сказал: «Я бедовый, я сразу все понял» Толстой ваставляет вживаться в действие, кото рого жаждет ребенок, сопереживать его, тем самым ^х он воспитывает в маленьком читателе пристальное внимание к внутреннему миру человека. В ряде рассказов Л. Толстого психологизм уси ливается повествованием от первого лица («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала ^ гроза», «Как я выучился ездить верхом», «Как маль чик рассказывал о том, как его не взяли в го род» и др.). Речь маленьких героев Л. Толстого —одно из средств раскрытия характера. Она проста и непосред ственна. Вспомним рассказ мальчика о том, как его в лесу застала гроза: «Вдруг стало темно, полил дождь, и загремело- Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился»®. Повторяющиеся ' Л. Н. Т О Л С Т О Н . Фи-итпок. Рук. АТБ, ед. хран. 10—12, инв. 9196 (47-57). ’ Л. Н. Т о л с т о й. ^ Т а м же. ^ Т а м же. ’ Т а .4 же, стр. 89. ®Т а м ж е, стр. Поли. собр. соч., т. 21, стр. 88. 112 . 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=