Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

1 испуганного малыша. Поступками подчеркивается возраст ребенка, раскрываются особенности его пси­ хологии. А вот как Л. Толстой передает смущение маль­ чика Вани из рассказа «Косточка»- Ребенку страшно сказать правду, но в то же время он не умеет вла­ деть собой, не может скрыть лжи, а потому выдает себя. Когда отец спросил, кто взял сливу, «Ваня по­ краснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел!»'. Внешним проявлением — «покраснел, как рак» Толстой раскрывает ощущение вины в малыше. Писатель верно подмечает глубокую впечатли­ тельность детей. Отсюда при изображении их появ­ ляются характерные художественные детали, дейст­ вующие на психику ребенка. Так, Филиппку при вхо­ де в класс в первую очередь бросается в плаза крас­ ный шарф учителя. Мише, виновнику гибели коровы (рассказ «Корова»), представляется «мертвая бурая голова Буренушки с открытыми глазами и красной шеей» Все это помогает писателю ярче воссоздать внутренний мир детей. Л. Толстой писал: «Есть такие тонкие, неулови­ мые отношения, чувства, для которых нет ясных вы­ ражений, но которые понимаются очень ясно. Об этих-то чувствах и отношениях можно смело намека- ,ми, условленными слова.ми говорить...»^. Мас­ терство психологического анализа писателя в-детских рассказах обусловило проникновение читателя в эти «неуловимые отношения», мысли, чувства героев Л- Толстого. ■С целью раскрытия внутреннего мира детей писа­ тель прибегает к впечатляющим художественным штрихам. При этом он нередко использует прием контраста. Так, в рассказ «Филиппок» Л. Толстой вводит отсутствующую в первоначальном варианте контрастирующую деталь одежды малыша —отцов­ скую шапку. Она помогает читателю ярче предста­ вить возраст ребенка, а также его желание быть взрослее. В черновой рукописи рассказа мы читаем: «Остались в избе Филиппок и бабушка на печке. Фн- ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 21, стр. 127—1128. " Т а .м ж е, стр. 87. '' ®Т а м ж е, т. 1, стр. 208. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=