Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

закричал н бросил им веревки. Сбежался народ. Я увидел, как мальчик первый поймал веревку. Другие подхватили, прикрутили шар к дереву, и я вышел»'. В наши дни космонавты —Ю. Гагарил, Г. Титов, В. Терешкова и другие —в силу развития техники, ко- (ечно, не испытывали во время полета такого остро­ го ощущения оторванности от всего родного, как аэ­ ронавт у Толстого, но разве чувства человека во вре­ мя полета и приземления, так верно переданные Тол­ стым, не знакомы каждому из них? Не случайно со­ ветский писатель В. Берестов, указывая на мастер­ ство Л. Толстого в раскрытии внутреннего состояния аэронавта в названном рассказе, восклицал: «Кто это? Гагарин? Рассказ о его полете? Нет, «Рассказ аэронавта», адресованный малышам, написан Л. Тол­ стым задолго даже до возникновения авиации и по­ священ всего-навсего полету на воздушном шаре»'^. Лаконизм и образность психологического анали­ за Л. Толстого в детских рассказах обусловлены ем­ костью н точностью художественного слова, вызыва­ ющего у читателя различные представления. Одним штрихом писатель создает картину, намеком —ха­ рактер. Причем доминирующим в детских рассказах является динамический принцип изображения. Все это восполняет отсутствие подробностей в раскрытии психологии героев, которые присущи его крупным произведениям. Д рассказах для детей младшего возраста Л. Н. Толстой не дает внешности своих маленьких героев («Филиппок», «Косточка», «Как мальчик рассказы­ вал про то, как его в лесу застала гроза» и др ). Жи­ вое представление о них создается различными пси­ хологическими проявлениями героев: поступками, жестами, мимикой и т. д. Вот как в рассказе «Филип­ пок» Л. Толстой изображает спасающегося от собак мальчика: «Фнлцппок ничего не сказал, а подобрал полы пальто и пустился во весь дух»®- Метафорич­ ными глаголами — «подобрал полы пальто», «пус­ тился во весь дух» писатель показывает действия ' Л . Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 21, стр. 296. 2 В. Б е р е с т о в . Человеку будущи.х времен. «Дошкольное воспитание», ,19612, № 8, стр. 49. 3 Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 21, стр. 88. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=