Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

ных народных выражений («Стало жутко», «мороз пробежал по жилам») Л. Толстой образно и лаконич­ но раскрывает состояние страха героя- В полете аэронавт успокаивается. Им овладевает сознание своего могущества. Страх сменяется радос­ тью. Новые ощущения настолько сильны, что он «за­ был бояться». В нескольких словах писатель переда­ ет чувства героя: «Мне казалось, что я царь над всем городом и народом» ’. Для более яркого изображения психологии аэро­ навта писатель прибегает к художественным парал­ лелям. Герой отправляет на землю» голубя, чтобы дать о себе знать. Этим Толстой усиливает в нем ощущений оторванности от всего родного, чувство страха. «Голубь сидел на краю лодки и смотрел на меня „своими красноватыми глазами- Мне казалось, что он просил, чтобы я не сталкивал его»... И далее: «Он (голубь — И. К .) дрожал всеми перыщками, когда я взял его в руку»^. Кроме того, полетом пти­ цы Л. Толстой создает у читателя представление об опасной обстановке, в которой находился герой, о скорости движения воздущного щара: «Он (голубь — И. К .), часто махая крыльями, полетел боком, как камень, книзу»'*. Различные ощущения, мысли аэронавта — реак­ ция на быстро сменяющиеся процессы полета. Отсю­ да заражающая читателя эмоциональность, взволно­ ванность тона повествования. При свете солнца аэро­ навт снова видит землю. Это наполняет его радост­ ным ощущением связи с нею. Герой вновь чувствует свое могущество. Писатель с целью раскрытия сос­ тояния аэронавта вводит образ орла. «Вдруг что-то защумело подле меня, и я увидел орла. Он удивлен­ ными глазами поглядел на меня и остановился на крылья» ®- Жизненна и динамична сцена приземления аэро­ навта: «Шар мой спускался тихо. Меня увидели. Я 1 л. н. Т Ол т Ой. 2 Т а м ж е. 3 Т а м ж е. 4 Та м ж е. 5 Т а IM ж е, стр. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=