Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
ных народных выражений («Стало жутко», «мороз пробежал по жилам») Л. Толстой образно и лаконич но раскрывает состояние страха героя- В полете аэронавт успокаивается. Им овладевает сознание своего могущества. Страх сменяется радос тью. Новые ощущения настолько сильны, что он «за был бояться». В нескольких словах писатель переда ет чувства героя: «Мне казалось, что я царь над всем городом и народом» ’. Для более яркого изображения психологии аэро навта писатель прибегает к художественным парал лелям. Герой отправляет на землю» голубя, чтобы дать о себе знать. Этим Толстой усиливает в нем ощущений оторванности от всего родного, чувство страха. «Голубь сидел на краю лодки и смотрел на меня „своими красноватыми глазами- Мне казалось, что он просил, чтобы я не сталкивал его»... И далее: «Он (голубь — И. К .) дрожал всеми перыщками, когда я взял его в руку»^. Кроме того, полетом пти цы Л. Толстой создает у читателя представление об опасной обстановке, в которой находился герой, о скорости движения воздущного щара: «Он (голубь — И. К .), часто махая крыльями, полетел боком, как камень, книзу»'*. Различные ощущения, мысли аэронавта — реак ция на быстро сменяющиеся процессы полета. Отсю да заражающая читателя эмоциональность, взволно ванность тона повествования. При свете солнца аэро навт снова видит землю. Это наполняет его радост ным ощущением связи с нею. Герой вновь чувствует свое могущество. Писатель с целью раскрытия сос тояния аэронавта вводит образ орла. «Вдруг что-то защумело подле меня, и я увидел орла. Он удивлен ными глазами поглядел на меня и остановился на крылья» ®- Жизненна и динамична сцена приземления аэро навта: «Шар мой спускался тихо. Меня увидели. Я 1 л. н. Т Ол т Ой. 2 Т а м ж е. 3 Т а м ж е. 4 Та м ж е. 5 Т а IM ж е, стр. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=