Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

дают н переживают машинист поезда, кондуктор, пассажиры. «Все проезжающие смотрели из окон B a ­ rt нов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы В!'деть, что сделалось с девочкой»'. Быстрая смена с< 5ытий, мыслей, действий героев вызывает у чита­ ть дя состояние тревожного ожидания: «Машина уже б; :ла близко, машинист свистел, что было силы. С аршая девочка кричала «Брось грибы» Конец рассказа неожиданный, а потому особенно захватывающий. Наблюдающие событие рещили, что Девочка погибла, так как она «лежит между рельса­ ми головой вниз и не щевелится»®, но вдруг «девоч­ к а подняла голову, вскочила на колени, собрала гри- |бы и побежала к сестре»'*. I Проникновенность воссоздания внутреннего состо- ].'яния младшей девочки, не понявшей случившегося, усиливает драматизм* происходящего, заставляет чи­ тателя домыслить, глубоко пережить его. Л. Толстой, определяя сущность искусства, iobo - рил: «Что я называю настоящим искусством? —А вот что: я вас вижу в первый раз; у вас голова, руки, ноги, как у всех людей, черты лица такие или иные. Это я вижу, и все видят. Но вот, если я сумею войти внутрь вас,., если я вызову наружу то, что там за­ ключается, если я заставлю волноваться, вызову сле­ зы на глазах, сумею расщевелить все чувства, пока­ зать невидимого человека в этой видимой оболочке,— тогда я настоящий художник» Мастерство Л. Толстого в детских рассказах 70-х гг. состоит в умении в лаконичной и образной форме передать тончайшие движения души человека. С изумительным проникновением писатель изобража­ ет, например, сменяющиеся ощущения, мысли, чувст­ ва аэронавта («Рассказ аэронавта»). Вот Он в нача­ ле полета: «Первую минуту мне стало жутко, и мо­ роз пробежал по жилам»®. С помощью метафорич- ' Л. Н. То лс т ой . Поли. со^р. соч., т. 2(1', стр. 147. 2 Т а м м е. 3 Т а м же. 4 Т а м ж е. ^ Л. Н. То лс т ой . Из беседы с французским журналистом Ортмансом. «Известия», 1963, 9 сентября. 6 Л. И. То л с т о й . Поли. собр. соч., т. 21, стр. 295. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=