Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
особенности психологического анализа в произведе ниях Толстого для детейу' Принципы создания литературы на народной ос нове сформулированы Л. Толстым в ряде педагогиче ских статей 60-х гг. В статье «Кому у кого учиться ^ писать...» Толстой теоретически "обосновывает прису- • щие для его детских рассказов 70-х гг. приемы обри совки характера. Он утверждает два основных кри терия в выборе психологической художественной де тали: верность и уместность. Они, по мнению писате ля, позволяют избегнуть длиннот в объективных описаниях, активизируют воображение читателя. Примеры лаконизма, образности при создании ха рактера Л. Толстой находит в сочинениях крестьян ских детей «Солдаткино житье», «Ложкой кормит, стеблем глаз колет»'. Художественно ценным, на пример, писатель считает эпизод смерти ребенка сол датки («Солдаткино житье»). «Всего пять строк,— пишет он,—и в этих-то пяти строках нарисована для читателя вся картина этой грустной ночи и картина, отражающаяся в воображении 6—7-летнего маль чика»'^. Толстого поражает умение крестьянских детей од ним словом вызвать гамму переживаний. Не случай но он останавливает свое внимание на метафоричных выражениях, вызывающих различные психологиче ские представления: «нагнул мать», «заторопилась» и др. («Солдаткино житье»). Разумеется, Л. Толстой преувеличивает художест венное чутье крестьянских детей. Однако анализ их сочинений ценен как утверждение народной эстетиче ской позиции в литературе- Это был призыв к овла дению формами мастерства народного искусства. В статье «Кому у кого учиться писать...» Л. Тол стой теоретически обосновывает принцип психологи ческого анализа в его социальной обусловленности. Влиянием жизненных условий писатель объясняет, например, нравственное превосходство людей из на рода над представителями из «общества», нечест- 1И . К а ш т а н о в а . «Книжки-приложения к журналу «Яс ная Поляна». «Яснополянский сборник», Тула, 1962, стр. 114—127. 2 Л. Н. Т о л с т о й . Поли .собр. соч., т. 8, стр. 313. 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=