Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

особенности психологического анализа в произведе­ ниях Толстого для детейу' Принципы создания литературы на народной ос­ нове сформулированы Л. Толстым в ряде педагогиче­ ских статей 60-х гг. В статье «Кому у кого учиться ^ писать...» Толстой теоретически "обосновывает прису- • щие для его детских рассказов 70-х гг. приемы обри­ совки характера. Он утверждает два основных кри­ терия в выборе психологической художественной де­ тали: верность и уместность. Они, по мнению писате­ ля, позволяют избегнуть длиннот в объективных описаниях, активизируют воображение читателя. Примеры лаконизма, образности при создании ха­ рактера Л. Толстой находит в сочинениях крестьян­ ских детей «Солдаткино житье», «Ложкой кормит, стеблем глаз колет»'. Художественно ценным, на­ пример, писатель считает эпизод смерти ребенка сол­ датки («Солдаткино житье»). «Всего пять строк,— пишет он,—и в этих-то пяти строках нарисована для читателя вся картина этой грустной ночи и картина, отражающаяся в воображении 6—7-летнего маль­ чика»'^. Толстого поражает умение крестьянских детей од­ ним словом вызвать гамму переживаний. Не случай­ но он останавливает свое внимание на метафоричных выражениях, вызывающих различные психологиче­ ские представления: «нагнул мать», «заторопилась» и др. («Солдаткино житье»). Разумеется, Л. Толстой преувеличивает художест­ венное чутье крестьянских детей. Однако анализ их сочинений ценен как утверждение народной эстетиче­ ской позиции в литературе- Это был призыв к овла­ дению формами мастерства народного искусства. В статье «Кому у кого учиться писать...» Л. Тол­ стой теоретически обосновывает принцип психологи­ ческого анализа в его социальной обусловленности. Влиянием жизненных условий писатель объясняет, например, нравственное превосходство людей из на­ рода над представителями из «общества», нечест- 1И . К а ш т а н о в а . «Книжки-приложения к журналу «Яс­ ная Поляна». «Яснополянский сборник», Тула, 1962, стр. 114—127. 2 Л. Н. Т о л с т о й . Поли .собр. соч., т. 8, стр. 313. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=