Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

гениального художника слова, тонкого психолога и за­ мечательного педагога. Особо следует отметить оценку педагогического на­ следия Л. Н. Толстого такими виднейшими русскими методистами, как В. И Водовозов и Д. Д. Семенов. В. И. Водовозов во многом не был согласен с Тол­ стым, не принимал некоторые его теоретические поло­ жения, в том числе и его элементы теории «свободного воспитания», однако педагогическим сочинениям Тол­ стого в целом давал положительную оценку. «Нако­ нец,—заявлял он,—разборы русских педагогических со­ чинений, обсуждение таких любопытных явлений, как, например, «Ясная Поляна» Толстого, ближе относятся к кругу деятельности педагогического собрания, чем разбор немецких теорий».' Говоря о методах обучения в школе, Водовозов от­ мечал; «Без сомнения гр. Толстой был очень прав в от­ дельных случаях, много было смешных и нелепых крайностей в применении методов. Но и в этих крайно­ стях все-таки был же какой-нибудь смысл, а наши са­ мобытники допускают полный произвол, и в конце кон­ цов следует таким же «немецким методам»...^. В 1875 г. многие педагоги и общественные деятели высказывались по вопросам, поставленным в статье Толстого «О народном образовании». Газета «Неде­ ля», подводя предварительные итоги дискуссии, писа­ ла, что выступления оппонентов Толстого в печати ока­ зались весьма неубедительными, их доказательства были основаны на мнимонаучных доводах, цитатах и ссылках на авторитеты. Все это, утверждалось в гге- чати, свидетельствовало об отсутствии самостоятель­ ного творчества в среде современных педагогов. Из приведенных нами высказываний о творчестве Л. Н. Толстого нетрудно заключить, что они отража­ ют борьбу взглядов на обучение и воспитание под­ растающих поколений исходя из классовых по­ зиций. Прогрессивно мыслящие педагоги и обще­ ственные деятели встали на защиту педагогических идей Толстого, а реакционные педагоги, ученые и журналисты выступали прбтнв педагогической систе- ' В. И. В о д о в о з о в . Избр. пед. соч. .М., Изд-во АПН, 1953, стр. 180. 2 Та м ж е, стр. 324. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=