Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
МАСТЕРСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Л. Н. ТОЛСТОГО В РАССКАЗАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ Требование нашей эпохи —воспитание человека коммунистического завтра —неразрывно связано с задачей глубокого, правдивого и всестороннего вос произведения его в литературе- Это открывает новую перспективу в изучении традиций прошлого, в том числе Л. Н. Толстого. Особую значимость приобре тают выраженные в произведениях писателя высокие этические требования к человеку, мастерство психо логического анализа. Л. Толстой —психолог все больше привлекает внимание исследователей- Особенностям раскрытия «диалектики души» в его творчестве уделяется вни мание как в работах обобщающего характера, так и в специальных. Однако изучение вопроса пока что недостаточно распространяется на произведения Л. Толстого для детей. Цель нащей статьи —раскрыть мастерство психо логического анализа в детских рассказах Л. Толсто го 70;Х годов, Л" ТТ Толстой един в своем художественном вели чии, и поэтому отдельные этапы творчества писателя, которые кажутся неожиданными по отнощенню к пре дыдущим, на деле теснейшим образом связаны с ни ми. Б. Бурсов справедливо указывает, что Л. Н. Тол-\ стой «нигде не повторяет себя, но и никогда не созда- * ет ничего такого, что не было бы продолжением и развитием предшествующего»'. Примером служит его творчество для детей, в ко тором мы обнаруживаем характерные особенности толстовского реализма: истинное знание жизни, про никновенный анализ душевных движений человека в их причинной обусловленности, образность и прос тоту языка и др. I / ’ Б. Б у р с о в . —Л. Тмстой. Идейные искания и творческий метол, 1847—1802. М., ГИХЛ, I960, стр. 104. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=