Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
навертывались мне на глаза. Мне все казалось в эти минуты, что как будто природа, и луна, и я, мы были одно и то же» Чувство дружбы и товарищества характеризует жизнь юноши в отличие от одиночества подростка. Дружба с Дмитрием Нехлюдовым продолжает быть пр(?чнон и глубокой, но страстная влюбленность в друга, которая была характерна для Николеньки- подростка, сменяется критической оценкой его досто инств и недостатков. Это охлаждение объясняется и тем, что в основе дружбы их лежали личные мотивы (нравственное самоусовершенствование), а социаль ные мотивы, задачи деятельности играли служебную роль. Вот почему Николенька ищет товарищей среди разночинной молодежи- Николеньке в юности свойственны и переживания влюбленности в женщину, но они носят подража тельный характер и краткоЪременны. Их основу сос тавляет потребность любить и быть любимым. Нико ленька в эту пору живет в ожидании любви и поэти ческих мечтах о ней. Умственная жизнь юноши Иртеньева характери зуется трудностями выработки цельного мировоззре ния, которые заключаются в попытках примирить идеалы с действительностью. На этой основе возни кает цсобенный интерес к интимным переживаниям, соединенный со склонностью к самоанализу, что сос тавляет характерную черту юности. Другой особен ностью умственного развития Николеньки в юности является глубокое внимание к проблемам социаль ного характера, что заставляет его приглядываться к разночинной молодежи и замечать, что она стоит выше во многих отношениях, чем дворянская моло дежь, по уму, начитанности, духовным запросам, трудолюбию, искренности и товарищеской солидар ности. Николенька критически подходит к оценке собст венной жизни, старается преодолеть недостатки сво ей среды и решает начать жизнь заново. Зое. Л. Н. Т о л с т о й . Детство. Отрочество. Юность, стр. 305— 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=