Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

навертывались мне на глаза. Мне все казалось в эти минуты, что как будто природа, и луна, и я, мы были одно и то же» Чувство дружбы и товарищества характеризует жизнь юноши в отличие от одиночества подростка. Дружба с Дмитрием Нехлюдовым продолжает быть пр(?чнон и глубокой, но страстная влюбленность в друга, которая была характерна для Николеньки- подростка, сменяется критической оценкой его досто­ инств и недостатков. Это охлаждение объясняется и тем, что в основе дружбы их лежали личные мотивы (нравственное самоусовершенствование), а социаль­ ные мотивы, задачи деятельности играли служебную роль. Вот почему Николенька ищет товарищей среди разночинной молодежи- Николеньке в юности свойственны и переживания влюбленности в женщину, но они носят подража­ тельный характер и краткоЪременны. Их основу сос­ тавляет потребность любить и быть любимым. Нико­ ленька в эту пору живет в ожидании любви и поэти­ ческих мечтах о ней. Умственная жизнь юноши Иртеньева характери­ зуется трудностями выработки цельного мировоззре­ ния, которые заключаются в попытках примирить идеалы с действительностью. На этой основе возни­ кает цсобенный интерес к интимным переживаниям, соединенный со склонностью к самоанализу, что сос­ тавляет характерную черту юности. Другой особен­ ностью умственного развития Николеньки в юности является глубокое внимание к проблемам социаль­ ного характера, что заставляет его приглядываться к разночинной молодежи и замечать, что она стоит выше во многих отношениях, чем дворянская моло­ дежь, по уму, начитанности, духовным запросам, трудолюбию, искренности и товарищеской солидар­ ности. Николенька критически подходит к оценке собст­ венной жизни, старается преодолеть недостатки сво­ ей среды и решает начать жизнь заново. Зое. Л. Н. Т о л с т о й . Детство. Отрочество. Юность, стр. 305— 117

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=