Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Рисуя юность Николенькн, автор раскрывает об­ щие психологические черты юности: 1) желание познать основные закономерности жизни, 2) деятельное стремление к нравственному само­ усовершенствованию, 3) попытки на каждом шагу своей деятельности проявить самостоятельность, 4) упорное желание найти свое место в обществе людей. Основным противоречием психического развития Николенькн в юности было противоречие между иде­ алами, стремлениями и действительностью. Нико- ленька мучительно переживал невозможность пре­ творить мечты в действительность. Составляя пра­ вила жизни, он восклицал: «Зачем все так прекрас­ но, ясно у меня в душе и так безобразно выходит на бумаге и вообще в жизни, когда я хочу применять в ней что-нибудь из того, что думаю?..» '. Среда с ее духом насилия одних над другими, ли­ цемерия, внешне показной красивости поведения, пустой праздности коренным образом противоречила стремлению к активной деятельности, нравственной красоте, искренности и откровенности. Поступив в университет и став взрослым, Нико- ленька пытается жить праздной жизнью светского юноши в соответствии с идеалом «Сотгпе il faut», но светские развлечения и кутежи не доставляют ему радости и веселья, и он чувствует их пустоту, лицеме­ рие и ложь. Другая жизнь, полная глубоких интере­ сов и серьезной учебной деятельности, была не свой­ ственна молодежи дворянской аристократии. Отсюда у Николенькн возникает оторванность от жизни, меч­ тательность, болезненное самолюбие, которое выра­ жается в повышенном интересе к собственной лич­ ности, легкая ранимость чувств и резкие переходы от гордости к самоунижению. Отсюда и неестествен­ ность поведения и затрудненность его взаимоотноше­ ний с окружающими, когда он «старался выказывать себя совершенно другим молодым человеком», чем тот, каким был в действительности, старался быть ------------- ) ' Л. Н. Т о л с т о й. Детство. Отрочество. Юность, стр. 210. П5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=