Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

отношения тайной. Скрытое наблюдение друг за другом и соревнование друг с другом в качествах ума и характера приводит к интенсивному формиро­ ванию личности. Дружба подростков отличается большим постоянством, чем у младших детей, и дру­ жеские отношения их легко ранимы. Л. Н. Толстой тонко рисует пробуждение созна­ тельного интереса к женщине, чувства полового вле­ чения, стремления как-то физически сблизиться с женщиной, мечты о ней. Он пишет: «Ни одна из пе­ ремен, происшедших в моем взгляде на вещи, не бы­ ла так поразительна для самого меня, как та, вслед­ ствие которой в одной из наших горничных я пере­ стал видеть слугу женского пола, а стал видеть жен­ щину, от которой могли зависеть в некоторой степе­ ни мое спокойствие и счастье»'. Автор раскрывает болезненность переживания эротического отнощения к противоположному полу в условиях индивидуального тепличного воспитания. Оно выражается во взаимном отталкивании полов н их взаимном недоверии. Возникает презрительное от- нощение мальчиков к девочкам, воспитание которых приводило к тому, что их уровень развития стоял значительно ниже. В плане борьбы за становление личности в условиях ее активного взаимодействия с окружающей средой протекает вся эмоциональная жизнь ребенка подросткового возраста- Так, Л. Н. Толстой раскрывает нам сложнейщий процесс формирования умной, доброй, ищущей, целе­ устремленной, самолюбивой человеческой личности в годы отрочества. Юность положительно оценивается Л. Н. Толстым в повести как возраст, характеризующийся «страст­ ным желанием соверщенства», в котором громко зву­ чит «голос раскаяния», обличающий «жизненную ложь и разврат», «смело восстающий против всякой неправды» Ведущим моментом развития ребенка в юности Л. Н. Толстой считает пробуждение жажды целенап­ равленной деятельности. ‘ Л. Ы. Т о л с т о й . Детство. Отрочество. Юность, стр. 136. ^ Т а .м же, гл. «Мечты», стр. 205—206, 114

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=