Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

выкший переносить страдания, не может быть не­ счастлив, и, чтобы приучить себя к труду, я, несмот­ ря на страшную боль, держал по пяти минут в вытя­ нутых руках лексиконы Татищева или уходил в чу­ лан и веревкой стегал себя по голой спине так боль­ но, что слезы невольно выступали на глазах» Юноша Иртеньев, тяжело пережив неудачу на переводных экзаменах в университете, переосмысли­ вает свои взгляды и установки. Убеждаясь в нрав­ ственном и интеллектуальном превосходстве разно­ чинной молодежи над консервативным дворянством, он горько разочаровывается в своем идеале «Сотте il faut» и становится на путь активного преодоления в себе пороков своего класса. Таким образом, Л. Н. Толстой ярко раскрывает большое значение активной работы личности над собственным развитием. Другой важнейшей стороной реализма Толстого является диалектический подход к изображению психических явлений жизни ребенка. В своих дневниках и письмах Л. Н. Толстой не раз высказывал свой взгляд на человека как на сложное, постоянно меняющееся явление жизни. В письме к М. В. Алехину 11 декабря 1894 г. он пишет: «Напрас­ но представляют себе человека сильным, слабым, добрым, злым, умным, глупым; человек бывает то то, то другое, то силен,'то слаб, то разумен, то безумен, то добр, то зол; человек не определенная постоянная величина, а нечто постоянно изменяющееся, то опус­ кающееся, то поднимающееся» 2. В своей трилогии Л. Н. Толстой ярко рисует слож­ ный противоречивый процесс развития человеческой личности. Он показывает, как созревает, растет и раз­ вивается ребенок и каждый факт проявления психики ребенка опосредуется этим ростом и развитием. В каждом отдельном переживании героя мы находим борьбу противоречивых чувств, мыслей, тенденций. На 1-й странице «Детства» мы встречаемся с де­ сятилетним Николенькой, проснувшимся от того, что Карл Иванович разбудил его, убив муху хлопушкой 176. Л. Н. Т о л с т о й . Детство, Отрочество, Юность, стр. 175— 2 Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 67, стр. 281. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=