МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
96 Т. Ю. Трушина, аспирант 1-го года обучения Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Научный руководитель – доктор филологических наук Д. А. Романов «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» В РУССКОЙ ТЕКСТОВОЙ ТРАДИЦИИ Море во все времена манило и непреодолимо влекло к себе человека. Люди слушали шум прибоя и любовались невероятной красотой, море было частью их жизни. Глубокую историю имеют тексты, которые описывают морские путеше- ствия. Если мы обратимся к русской литературе, то такие тексты берут свое начало с сочинения, написанного еще в XVIII в. – «Гистория о российском мат- росе Василии Кариотском». К этому жанру могли обращаться авторы как худо- жественных (И. А. Гончаров, А. А. Бестужев-Марлинский, А. С. Новиков-При- бой, К. М. Станюкович), так и документальных произведений (В. М. Головнин, И. Ф. Крузенштерн, О. Е. Коцебу, Ю. Ф. Лисянский). Описания морских странствий можно встретить еще во многих произведе- ниях отечественных писателей. Вспомним Н. М. Карамзина и его «Остров Борн- гольм», И. А. Бунина и «Господина из Сан-Франциско», к теме «человек и море» обращались многие поэты. Если мы будем рассматривать издательскую практику XX–XXI вв., то сможем увидеть, какой интерес был проявлен к морской тематике. С 1963 по 1993 гг. Кали- нинградским издательством были выпущены целые серии книг «Здравствуй, море», «Морской роман»; издательства «Таврия» и «Маяк» опубликовали цикл книг, име- ющих название «Морская библиотека»; московское издательство «Эксмо» с 2008 г. выпускает документальные произведения «Великие путешественники». Следовательно, жанр морского путешествия уже давно и очень прочно за- крепился в русской текстовой традиции (литературной, публицистической, науч- ной, научно-популярной и др.). Что же такое МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ и чем оно отличается от ПУТЕ- ШЕСТВИЯ? Остановимся на этом вопросе подробнее. Существует следующая классическая характеристика: «Путешествие – жанр, в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) досто- верных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или ма- лоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, жур- налов, очерков, мемуаров» [5, с. 314]. Отечественные исследователи, которые занимались изучением текста, отно- сящегося к жанру путешествия, рассматривали в его составе документальный путевой очерк (Е. Ю. Сапрыкина, П. И. Шпагин, О. М. Скибина); литературный травелог (Н. В. Константинова, О. А. Фарафонова), повесть (В. Э. Вацуро).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=