МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
95 Праскухин был убит, того первого ошеломляющего чувства я, конечно, не испы- тывал. Зато было другое. Была прожитая мною война, смерти, которых я нави- дался, – быстрые, случайные, нелепые, – сколько их было, убитых рядом со мною наповал, «на месте». И, проверяя Толстого собственным солдатским опы- том войны, я убедился в непридуманности, в точности описанного» [1, с. 175]. Гранинские размышления о том, что опыта смерти ни у кого нет, заставляют чи- тателя погрузиться в собственные размышления о личностном бытийном суще- ствовании. Откровенное, порой физиологическое изображение трагедии войны, непосредственно смерти человека, его преждевременной гибели в условиях во- енного времени – вот, что волнует Д. А. Гранина, который на собственном опыте знает, что такое война. При этом он отмечает, что «Севастопольские рассказы» устояли и утвердились, поскольку в них практически ничего не устарело. И так смело может заявлять только тот, кто воевал и прошел через горнило войны. И в этом тоже очевидны точки соприкосновения обоих писателей. И это не- смотря на более чем полувековую отдаленность друг от друга во времени. Толс- товский постулат – «скрытая теплота патриотизма» – подразумевает не что иное, как духовную силу и стойкость народа, которую он из века в век проявляет при самоотверженной защите своей Родины. Как видим, для каждого русского писателя извечна задача создания героя своего времени – образа человека, с которым связаны надежды общества, соци- альный прогресс, движение вперед. Поиск такого героя в литературном процессе ведется неустанно. Именно с наибольшей полнотой постигается проблема взаи- моотношения личности, противоречивые вопросы становления человека, его нравственные искания. Все это показывает, насколько актуальны вопросы осмыс- ления патриотизма, гордости за воина и ненависти к ужасам войны. Творческий потенциал Л. Н. Толстого и Д. А. Гранина наиболее ярко рас- крывается при рассмотрении концепции личности, созданной на стыке доку- мента, факта и исторического вымысла. Эстетические и нравственные идеалы писателей, воссозданные ими судьбы героев во времени, в связи с историческим движением общества в определенную эпоху, а также художественные достоин- ства делают их художественно-документальные произведения важной составной частью общего литературного процесса. Так, в произведении «Герой, которого он любил всеми силами своей души» Д. А. Гранин с особой скрупулезностью исследует не только толстовскую кон- цепцию героической личности, но и интерес писателя к русской истории. И в этом, на наш взгляд, и проявляются узловые точки соприкосновения интере- сующих нас писателей. Литература 1. Гранин Д. А. Герой, которого он любил всеми силами своей души // Ли- тературная учеба. 1978. № 4. С. 173–176. 2. Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы. М. : Изд-во «Азбука», 2023. С. 123.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=