МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
94 С. Л. Скопкарева, доцент кафедры психолого-педагогического и дефектологического образования Глазовский государственный инженерно- педагогический университет им. В. Г. Короленко (Глазов, Россия) Л. Н. ТОЛСТОЙ И Д. А. ГРАНИН: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ Общепризнанным является тот факт, что личностный потенциал и твор- ческий феномен Л. Н. Толстого повлияли на развитие литературы не только ХIХ века, но и историко-литературный процесс ХХ и ХХI столетий. Это влияние обнаруживается, прежде всего, в жанрово-тематическом, ху- дожественно-эстетическом планах, а также в утверждении писателем извеч- ных духовных ценностей. Именно это и послужило толчком к глубинному по- гружению и осмыслению внутреннего мира героев последующей плеяды пи- сателей отечественной литературы. Одним из представителей таковых, с нашей точки зрения, является, например, Д. А. Гранин и его литературное наследие. В его творчестве нахо- дим непосредственный отсыл к текстам Л. Н. Толстого. И это явственно рас- крывается в его эссе «Герой, которого он любил всеми силами своей души». Впервые произведение было опубликовано в 1978 году в журнале «Литератур- ная учеба» к 150-летию со дня рождения писателя. В данном эссе Д. А. Гранин разбирает «Севастопольские рассказы» (1855) Л. Н. Толстого. И подводит нас, читателей, к мысли о том, что писатель считал правду главным героем своей повести и ничем не поступался ради нее. Гранинское слово в осмыслении и раскрытии личности героев Л. Н. Толс- того приобретает публицистическую открытость, лирическую проникновен- ность, а порой и афористическую меткость. Пожалуй, в поэтике Д. А. Гранина слово является одним из основополагающих в определении собственно толстов- ской концепции личности. Ее очертания становятся понятными при пристальном восприятии его творчества в целостном охвате. Убедительно емко Д. А. Грани- ным раскрывается характер толстовского героя Праскухина. Внешне ничем не- привлекательный, как правило, в момент противостояния экстремальной ситуа- ции, погружается в философское миросозерцание краткости своего жизненного пути. И этот момент повествования приобретает онтологический смысл. Крат- чайший миг жизни (бомба, падает в аршине от Праскухина), как кинолента, про- мелькнула практически вся его жизнь. Писатель философски рассуждает и осмысливает его предсмертный ужас, фокусируя внимание читателя на чувствах, образах, мыслях, которые проходят в воображении Праскухина. Герой раскрывается во всей своей правдивой откро- венности. И в этом отличительная манера повествования Л. Н. Толстого. Вот как об этом пишет Д. А. Гранин: «Перечитывая «Севастополь в мае», зная, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=