МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

126 Вопросы и задания 1. Где и когда происходят события? Какие чувства вы испытываете, оказав- шись весной в саду? Какие чувства испытывает автор и его герои? Какое слово он использует, чтобы передать эти эмоции? Употребляется ли слово «весело» в этом отрывке еще раз? С какой целью? («Бока ходили ходуном, глаза весело перемигивались») Какое существительное здесь также передает эту мысль? (удовольствие) 2. Назовите подлежащие и сказуемые (было весело; цвела черемуха; се- режки отцвели; зыбилась листва; зеленели иголочки, точки; повылезли листья; воробьи перелетали, кричали, кувыркались, дрались, как дерутся школьники; сидел скворец, смотрел; заботы не шли в голову; носились псы: такса, двор- няжка; добегали, мчались; бока ходили ходуном, глаза перемигивались). Можно ли сказать, что у нас получился текст? Сохранилось ли основное содер- жание? Что изменилось? (текст получился, основное содержание сохранилось, но текст стал не таким ярким, подробным). Сформулируйте основную мысль (радость от прихода весны). 3. Найдите прилагательные, относящиеся к существительным шатер, листва, иголочки, земля, точки, рябь, день (сквозным, кружевным, молодая, изу- мрудная, мягкие, теплые, алые, веселую, чудесный). Изменится ли картина, если в наш сокращенный текст добавить эти словосочетания. (Да, она станет более яркой). Какую же функцию выполняют прилагательные в тексте? 4. Как ведут себя воробьи? (как дети) Какие слова и какой части речи для этого использует автор? (глаголы: кричали, кувыркались, дрались) Какое изоб- разительное средство уточняет эту мысль? (сравнение) Какое еще сравнение здесь использует автор? (сравнивает таксу с серой муфтой) Здесь же можно напомнить значение термина «юмор». 5. Помогает ли вступление предположить, будет ли рассказ веселым или трагичным? Захотелось ли вам стать участниками событий? Л.Н. Толстой: «Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика на дороге» [1, с. 227]. Вопросы и задания 1. Какое время года изображает автор? Что вы можете сказать о погоде и какие слова вам помогают? (очень жарко, пыль, жара, солнце печет). Что вы можете сказать об окружающей природе, так же она красива, как в рассказе С. Черного? (нет: голая степь, ни деревца, ни куста на дороге) 2. Назовите прилагательное. Сравните предложения первого и второго от- рывков. Какие оказались более распространенными? Почему Л. Н. Толстой ис- пользует такие предложения? (он описывает только голую степь) 3. Как вы думаете, какие чувства испытывают герои этого рассказа? Хотели бы вы оказаться здесь? Помогает ли это описание понять, что дальнейшие собы- тия будут трагичными и героя подстерегает опасность? Далее предметом анализа могут стать эпизоды погони. Можно обратить внимание на то, кто стал участником событий, взял на себя роль пленников, как авторы описывают погоню, с помощью каких слов девочки изображают звуки

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=