МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
125 Т. В. Сафонова, доцент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) КОМПЛЕКСНЫЙ СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ В ШКОЛЕ (на примере рассказов Л. Н. Толстого и С. Черного «Кавказский пленник») Федеральный образовательный стандарт нового поколения предъявляет вы- сокие требования к уровню подготовки выпускников школ. И это касается прежде всего знаний, умений и навыков в области филологии, где явно отмеча- ется текстоцентрический подход: ученик не просто должен продемонстрировать свою грамотность, предполагается умение анализировать содержание различных текстов с точки зрения специфики их словесного выражения, а также создавать собственные тексты, опираясь на знания законов употребления различных язы- ковых средств. Достижению данной цели может способствовать изучение лите- ратурных произведений с опорой на интеграцию лингвистических и литературо- ведческих методов и приемов их анализа. Материалом для данного исследования послужили одноименные произве- дения Л. Н. Толстого и С. Черного. Сопоставительный анализ позволит решить еще одну немаловажную задачу, стоящую перед учителем-словесником, ‒ дать представление ученикам о единстве и непрерывности литературного процесса. Уже само название рассказов может стать предметом обсуждения: 1. Вопросы по рассказу С. Черного. Что вы можете сказать о сюжете произ- ведения по его названию? Где могли бы происходить события и кто главный ге- рой? (на Кавказе, пленник) Какого человека мы называем пленником? 2. Знакомо ли вам произведение с аналогичным названием и кто его автор? 3. Кто является главным героем произведения Л. Н. Толстого и что с ним происходит? Что вы можете сказать о главных героях рассказа С. Черного и ка- кие события описывает автор? (Это дети, они прочитали рассказ Л. Н. Толстого, и он стал основой придуманной ими игры). Так что послужило названием для рассказа С. Черного? (рассказ Л. Н. Толстого) На наш взгляд, уместным будет анализ начальных фрагментов произведе- ний ‒ пейзажных зарисовок. С. Черный: «Так весело было в саду! Цвела чере- муха, высоко в воздухе вздымая пенистые гроздья цветов. <…> А вдоль решет- чатого забора, отделявшего сад от соседней усадьбы, бешено носились псы: по ту сторону, распластавшись почти до земли, шоколадно-черная такса, по эту ‒ дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопросительного знака... Добегали до края ограды, поворачивались и стремительно мчались назад. До тех пор, пока, высунув языки, в изнеможении не падали наземь…» [2, с. 335].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=