МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
122 Е. В. Пронина, доцент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» Современные методы компьютерной лингвистики помогают наблюдать кар- тину развития литературного языка XIX века, становление нормы, расширение спектра грамматических и лексических инструментариев языка. В таком аспекте каждое произведение рассматривается как фрагмент языковой действительности своего времени, который на фоне всего художественного творчества XIX века по- могает делать объективные выводы относительно эволюции языка. Современные методы дают возможность сделать синхронический срез состояния языка сере- дины XIX века по конкретному произведению. Заметный вклад подобные иссле- дования вносят и в изучение особенностей идиостиля писателя. Сопоставив первое произведение Л. Н. Толстого повесть «Детство» (1852) и текст самого близкого по времени лексикографического источника, Словаря живого великорусского языка В. И. Даля (1863–1866) с помощью методов компь- ютерного наложения было выявлено 147 фактов различия, определённую часть их которых представляет группа субстантивов с суффиксом - ость , обозначаю- щими абстрактный признак и используемые Толстым для описания особеннос- тей характера и поведения героев. Целью статьи является интерпретация результатов подобного цифрового синхронно-диахронического рассмотрения лексических и словообразовательных инноваций повести, позволяющая выявить основные тенденции системной язы- ковой динамики в процессе формирования в XIX веке единой общенациональной формы словоупотребления, т. е. складывания литературного письменного языка нового времени. Л. Н. Толстой актуализировал употребление суффикса - ость, обозначаю- щим абстрактный признак, для создания образа характера героев, несомненно, под влиянием формирующемся в XIX веке стиле российской науки. Суффикс - ость наличествовал в книжно-письменном церковном языке, бу- дучи маркером религионимов-субстантивов, употреблявшихся для передачи ре- лигиозной семантики, и был весьма продуктивен в языке XVIII века в виду нали- чия у него широкого спектра абстрактных лексико-семантических значений [5]. Уже в XVIII веке большую долю таких слов составляют слова со значением по- ложительных и отрицательных признаков, свойств, качеств и склонностей харак- тера человека. Толстой актуализировал данный словообразовательный тип, для описания психологического мира героев, состояний их души.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=