МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
114 столь любимый современными журналистами, стал набирать популярность именно в те годы. Тот, кто был известен читателям по романам и рассказам, как, например, Толстой, стали первыми интервьюируемыми. Журналисты с конца 80-х – начала 90-х гг. стали использовать этот жанр для того, чтобы «дать микро- фон» тем, кто как раз и создавали те идеи, которые были тогда популярны и легли в основу дальнейшего развития общества. С конца XIX века имя Толстого постоянно мелькало на страницах журналов, в основном в связи с выходом и обсуждением его художественных произведений, позже – религиозно-философских и публицистических. Но уже в начале XX века стали появляться упоминания о встречах и беседах с писателем, а к ним прила- гаться и небольшие отчеты о том, как и где все проходило. В рамках темы «Толстой и журналистика» обращение к теме интервью, взятых у писателя, будет небезынтересным, так как они, во-первых, позволяют увидеть тот специфиче- ский контекст его жизни и творчества последних десятилетий, во-вторых, уви- деть писателя в специфической обстановке взаимодействия с интервьюером. Для самого Толстого, как показывают его дневники и письма, журналист- ская деятельность не вызывала симпатии, и, по возможности, он старался избежать бесед, на которые издатели отправляли своих авторов. Издатели уже научились повышать рейтинг газет и журналов за счет публикаций об извест- ных гражданах. Громкие имена считались хорошим средством привлечения внимания: поэтому даже самые ничтожные известия о том, что происходило в Ясной Поляне, издатели печатали на первых полосах. Хотя это было и не особо этично спекулировать на имени писателя, включать в материалы о нем вымышленные сведения, размещать записи бесед рядом с «горячими» ново- стями о пожарах и криминальных преступлениях, все равно для исследователя они представляют не меньший интерес, чем мемуары тех лет., в которых, отме- тим, вымысла было не меньше. Для того, чтобы понять, какие профессиональные инструменты уже были на вооружении у журналистов и какие использовались для создания образа героя, обратимся к интервью с Толстым, в которых в качестве главного риторического средства выступает подробное описание интервьюируемого, сопровождаемое ав- торскими оценками и комментариями. Портрет героя для современных журнали- стов оказывается на периферии интересов – как правило, медийные фигуры и так всем известны, но для начала прошлого века возможность получить описание именно из первых уст ценилась очень высоко. Читатели знали писателя по книгам, и, конечно, хотели знать, как выглядит человек, который эти книги написал. Портретная зарисовка была поэтому обяза- тельным атрибутом жанра беседы. Практически все интервью с Толстым затра- гивают проблему тайны «образа» писателя. Те, кто отправлялся на беседу впер- вые, держал в голове написанные к тому времени портреты писателя, и в итоге озвучивали или радость узнавания – да, абсолютно идентичен созданному худож- никами стереотипу, или удивление, недоумение, разочарование – если Толстой оказывался не похож на свои портреты. Пристальное внимание журналисты уделяли эмоциональному фону, счи- тываемому через выражение лица Толстого. Чаще всего именно мимическая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=