МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

110 Н. М. Ильченко, профессор кафедры русской и зарубежной филологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Нижний Новгород, Россия) Ю. А. Маринина, доцент кафедры русской и зарубежной филологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Нижний Новгород, Россия) МОСКВА Л. ТОЛСТОГО: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА РУССКОЙ СТОЛИЦЫ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ * Москва – «сердце Отечества», город, родной для каждого русского человека, воспринимается хранительницей национальных традиций, семейных ценностей. С Москвой связана биография многих писателей; ее пространство разнообразно представлено в художественных произведениях. Среди исследований, посвящен- ных Москве А. С. Пушкина, Москве М. Ю. Лермонтова, Москве Н. В. Гоголя и др., выделяется Москва Л. Н. Толстого. Предлагается комплекс заданий, свя- занных с образом Москвы в жизни и творчестве Л. Н. Толстого. Они адресованы студентам-иностранцам, изучающим русский язык на продвинутом уровне и до- стигшим базового уровня владения языком, а также преподавателям русского языка как иностранного и преподавателям русской литературы. Предлагаемые задания распределены по нескольким рубрикам: Москва как место проживания Л. Толстого. Топография Москвы в произведениях Л. Толс- того. Москва – символ доблести и славы. Московские друзья Л. Толстого. Л. Толс- той в воспоминаниях современников. Вопросы и задания на тематическом и си- туативном уровнях связаны с различными сферами коммуникации: учебной, со- циально-культурной, социально-бытовой и др. Предполагается, что ответы на во- просы – важный этап самостоятельной работы студентов. Прокомментируем тематику предлагаемых заданий, размещенных на Google Classroom. Москва была городом детства будущего писателя. Он приехал к бабушке на Плющиху в 1837 году. По подсчетам биографов потом он бывал в Москве * Публикация подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00024-24-04 от 23.05.2024 г. на выполнение научно-исследова- тельской работы по теме «Проектирование модели организационно-методического сопровож- дения обучения русскому языку в культурно-языковом пространстве Республики Индия».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=