МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
105 включился в борьбу за спасение народа. В статье «О Самарском голоде» (1873) он нарисовал ужасающую картину положения крестьян самарской губернии, под впечатлением которой удалось собрать около двух миллионов рублей пожертво- ваний деньгами и более 20 тысяч пудов хлеба. Картины самарского голода нашли художественное отражение в рассказе «Два старика» (1885). Тема народного го- лода не оставляла писателя в течение всей его последующей жизни. Ей посвя- щены публицистические статьи «Голод или не голод» (1889), «Страшный во- прос» (1891), «Среди нуждающихся» (1891, 1892), «Письма о голоде» (1892), «За- ключение о помощи голодающим» (1893) и др. [5]. Он и члены его семьи приняли участие в устройстве столовых для голодающих в Тульской и Самарской губер- ниях. Примеру Толстого последовали многие неравнодушные люди, среди кото- рых были писатели В. Г. Короленко, А. П. Чехов, А. И. Эртель. Статья «О Самарском голоде» стала результатом статистического исследо- вания, проведенного самим писателем, обходившим крестьянские дворы и запи- сывавшим число едоков в каждой хате и количество имеющегося хлеба [1, с 89]. Эта сторона его деятельности заметна в тех вопросах, которых задает Толстой у Кумова: «сядетъ на лавку, лапотки переобуетъ и начнетъ выспрашивать – какъ мужики живутъ» [4, с. 93]. Крестьянский облик писателя в рассказе соответст- вует портретам Толстого, широко распространенным в печати. Тема ухода и странничества – одна из ведущих в позднем творчестве Толс- того. Достаточно назвать такие его произведения, как «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича», «Отец Сергий», «Воскресение», «Живой труп» и др. Она неоднократно возникает в дневниках и письмах Толстого. Для русской лите- ратуры сюжет ухода является архетипическим [2, с. 389-399; 7]. В творчестве Ку- мова, которого современная критика называла «донским Чеховым», эти темы были весьма значимы («Мужики», «На родине»). Именно уход героя от своей со- циальной роли лег в основу его рассказа «На родине», являющегося своеобраз- ным палимпсестом сюжета чеховского «Архиерея» [3]. Кумов никогда не встречался с Толстым. Но один литературный контакт нам удалось обнаружить. В 1910 году началось длительное сотрудничество писателя с журналом «Жизнь для всех». Опубликованные в нем произведения составили второй сборник Кумова «В Татьянину ночь» (1913). В своей второй книге Кумов продолжает художественное исследование религиозно-философской проблемы бессмертия человеческой души, поставленной в его первом сборнике «Бессмерт- ники» (1909). Редактор журнала «Жизнь для всех» (1910-1918), известный литератор, жур- налист, общественный деятель В. А. Поссе не раз бывал у Л. Н. Толстого в Москве и Ясной Поляне и написал воспоминания об этих встречах, опубликованные при жизни писателя. Он сочувствовал многим идеям Толстого и стремился их поддер- живать на страницах тех изданий, с которыми сотрудничал. Для первого номера сво- его нового журнала «Жизнь для всех» он получил от великого писателя его публи- цистическое произведение «Письмо польке». «Буду рад, – писал Л. Н. Толстой, – если оно в каком бы то ни было виде пригодится вашему изданию, которому, по тому, что вы пишете об его задачах, всей душой сочувствую» [6, с. 206]. Первый номер, посланный в Ясную Поляну, Толстой « читал и очень подробно о нем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=