МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

104 А. Х. Гольденберг, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Волгоград, Россия) ОБРАЗ Л. Н. ТОЛСТОГО В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Р. П. КУМОВА * В 1913 году в сарапульской газете «Кама» был опубликован рассказ «Толс- той-странник. Легенда» донского писателя Романа Петровича Кумова (1883– 1919), приезжавшего в город по служебным делам в качестве присяжного пове- ренного. Рассказ стал популярен, его перепечатали провинциальные и столичные издания. В 1914 году дополненный текст рассказа был опубликован в петербург- ском журнале «Жизнь для всех», затем вошел в сборник Кумова «Очерки и рас- сказы» (1915). Действие рассказа происходит во время поездки повествователя на пароходе по Каме. Он и его попутчики – немец-инженер и мещанин видят на каждой при- стани одну и ту же картину – группы донельзя оборванных мужиков «поют Ла- заря», чтобы получить подаяние на хлеб. Причем с каждой новой стоянкой их количество растет, что свидетельствует о массовом голоде в этих краях. Немец восхищается музыкальностью русского народа, пока ему не объясняют, зачем поют духовный стих о Лазаре. «А что, Лёвъ Толстовъ у васъ еше? – вдругъ кри- читъ мѣщанинъ, стараясь перекричать поднявиiйся шумъ машины. – Нѣ. Объ Ивана Постнаго ушеди… – Куда? Мужикъ махнулъ рукой куда-то въ сторону отъ рѣки» [4, с. 92]. На недоуменный вопрос попутчиков мещанин, едущий с реки Белой, говорит, что наблюдал там еще более страшную картину («полки стоятъ мужичьи на пристаняхъ и поютъ») и рассказывает о Льве Толстом, который странником в лаптях и крестьянской одежде ходит от деревни к деревне и рас- спрашивает мужиков об их жизни. На одной из пристаней он даже сошел с па- рохода, чтобы увидеть Толстого, но в ближайших деревнях ему никак не удава- лось его застать, поскольку он уходил накануне его прихода. Согласно легенде, народ, узнав об уходе Толстого из дома, верит, что он странствует по Руси, чтобы узнать о его нуждах. В основу своего рассказа Кумов кладет реальные факты и темы творческой и личной биографии Толстого. Это тема голода и тема ухода и странничества. Первая сопровождает благотворительную деятельность Толстого с самарского голода 1873 года, продолжается голодом 1891–92 гг., 1898–99 гг. и завершается 1907 годом. Великий писатель одним из первых обратился к обществу с призы- вом к реальной помощи голодающим крестьянам, сам во всю силу своего таланта * Исследование подготовлено за счет гранта Российского научного фонда и Администра- ции Волгоградской области, проект № 24-28-20015 «Творческое наследие Р. П. Кумова», https://rscf.ru/project/24-28-20015/ (рук. А. Х. Гольденберг).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=