МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
102 Касатский, направленный во сне к Пашеньке, чтобы узнать, в чем его грех и каково его спасение, отвергает греховные соблазны, преодолевая заблуждения: «Я жил для людей под предлогом Бога, она живет для Бога, воображая, что она живет для людей» [5, т. 31, с. 44], – и восстанавливает в сознании ценностную иерархию Закона и Благодати. Странствуя по миру, Касатский становится отцом Сергием, именуя себя «рабом Божием». Таким образом, воплощенные в повести итоги духовной биографии и личностного становления героя наставляют читате- лей следовать по благодатным ориентирам самоопределения и предостерегают от безблагодатного влияния на человеческую природу духовных искушений, ко- гда законничество плавно переходит в беззаконие. История монаха, причем при- знанного и прославленного, оставившего монастырь, в контексте «большого вре- мени» воспринимается как хвала Христу, так же и поэма Ивана Карамазова «Ве- ликий Инквизитор», пересказанная Алеше, была понята братом отнюдь не как поругание Христа, но как Его хвала. Литература 1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 2. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений : в 15 т. Т. 7. Л. : Наука, 1990. 3. Дунаев М. М. Православие и русская литература : в 5 ч. Ч. IV. М. : Хри- стианская литература, 1998. 4. Кондратьев А. С., Меринов К. А. Иван Хлестаков, Иван Карамазов и Иван Бездомный: духовный опыт и христианская аксиология // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2021. № 3 (42). С. 133–139. 5. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. М. : ГИХЛ, 1928–1958.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=