Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
97 Т. В. Сафонова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) доцент кафедры русского языка и литературы «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ» Л. Н. ТОЛСТОГО: К ВОПРОСУ МЕТАФОРИЧНОСТИ СТИЛЯ Как известно, одна из важнейших задач художественного произведения ‒ образное осмысление действительности. На уровне языка средства создания об- разности весьма широки, при этом особое место здесь отводится метафоре. «Метафора представляет собой нечто большее, чем фигуру, созданную по ана- логии, она выражает свою точку зрения на мир, создает с самого начала линг- вистическую репрезентацию, основанную на персональном восприятии и всту- пающую в противоречие с общим восприятием. Индивидуальный почерк автора, его слог проявляются уже в самом факте избирательности, предпочти- тельности определенных лексических средств, значений, которые становятся основой образа» [4, с. 3]. В силу ее языковой сущности (в основе метафорического переноса ‒ упо- добление, а человеку свойственно мышление по аналогии) и полифункциональ- ности метафору можно признать одним из самых частотных тропов в художе- ственном тексте. Не вызывает сомнений и утверждение о том, что метафора ‒ один из излюбленных приемов в творчестве Л. Н. Толстого: «Метафора в худо- жественной прозе Л. Н. Толстого является доминантой образных средств, орга- низующей текст на идейно-эстетическом и языковом уровнях» [5, с. 7]. В данной статье мы обращаемся к вопросу метафоричности стиля «Севасто- польских рассказов» Л. Н. Толстого. Говоря о метафоричности стиля или мета- форическом стиле, необходимо отметить, что ведущим средством в таком слу- чае, без сомнения, является метафора, однако все же понятие «метафоричность стиля» значительно шире, поскольку может и должно включать и другие сред- ства художественной изобразительности, призванные усилить метафорический контекст. «Под метафорическим стилем понимается в первую очередь установка на выражение, на некоторую цветистость, эксцентричность языка. Имеются в виду общая изощренность художественных решений, лексическое богатство текста, обилие в нем тропов» [3, с. 75]. Выбранный для «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстым жанр очерка определяет характер повествования ‒ близкий к документальному. Перед авто- ром стоит непростая задача ‒ рассказать правду о войне, для решения которой он в числе прочего обращается к системе тропов, поэтому язык эпизодов, свя- занных с описанием военных событий, можно назвать достаточно образным, метафоричным. Сюжетообразующей можно признать в данном случае следующую развер- нутую метафору: «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=