Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
93 Г. С. Миронова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) доцент кафедры русского языка и литературы «ВЛАСТЬ ТЬМЫ» Л. Н. ТОЛСТОГО: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОГО СИНТЕЗА Жанр, который в прошлом воспринимался как стабильная категория, в ли- тературе нового времени перестал быть статичным явлением, что привело к формированию жанрового синтеза как особого соединения определенных эле- ментов, образующих при взаимодействии друг с другом оригинальную жанро- вую форму, характеризующуюся органическим единством и целостностью. Начало этого процесса относится еще к рубежу XVIII–XIX вв., когда в эпоху романтизма происходила деканонизация жанровой системы. Следующим эта- пом утраты жанрами своего исторического значения стал рубеж XIX–XX вв., когда совершалась театральная реформа, приведшая к появлению так называе- мой «новой драмы». Не остался в стороне от этих процессов и Л. Н. Толстой, который, несмотря на скептическое отношение к театру, все же внес свой вклад в развитие русского и мирового театрального искусства. Пьеса Л. Н. Толстого «Власть тьмы», впервые опубликованная в 1887 г. в издательстве «Посредник», традиционно трактуется как социально-бытовая и психологическая драма. В то же время нельзя не увидеть в ней и черты жанра трагедии, о чем писал литературовед В. В. Основин, утверждавший, что «специфика драматургического конфликта и своеобразие драматиче- ского действия» позволяют говорить о пьесах Толстого как о «социально- психологических или философско-психологических произведениях с явно выраженным трагическим началом» [9, с. 166]. При этом исследователь за- мечает, что «трагическое, по Толстому, заключается не столько во внешних проявлениях, сколько во внутренних противоречиях человека, требующих глубокого психологического раскрытия конфликта» [9, с. 166]. Этой точки зрения придерживаются и другие исследователи. Так, Е. И. Полякова видит во «Власти тьмы» «не простенькую притчу о вреде пьянства, но именно тра- гедию, воплощение судьбы человека, погубившего свою жизнь» [10, с.142]. По мнению Т. М. Родиной, публичное покаяние Никиты «перерастает… в "соборное действо"», «и покаяние – это катарсис для каждого», можно ска- зать, что Л. Н. Толстой «возрождает на русской сцене трагедию катарсиса», и «в этом смысле он ближе к традиции античной драмы, чем к традиции Шекспира и Пушкина» [11, с. 206]. Об этом же пишет Б. Ф. Сушков, утвер- ждая, что в пьесе «Власть тьмы» Л. Н. Толстой предстает «величайшим тра- гическим поэтом», «с эсхиловской мощью изобразившим борьбу добра и зла в народной среде и среде высшего класса» [14, с. 3]. «Подлинной трагедией» называл «Власть тьмы» Б. Шоу [15, с. 512].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=