Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

91 Не «бес» ли «попутал» Василия Андреевича пуститься в путь в непогоду – за своей выгодой? Не за эту ли алчность поплатится он? Передвижение героев происходит в безбрежном снежном пространстве – мотив пространства, как и мотив природной стихии, приобретает в рассказе эс- хатологическое звучание. Пространство манит – и оно же «обманывает» путни- ков: «Вот справа одна вешка, вот другая, вот и третья, – считал Василий Андреич, – а вот впереди и лес», – подумал он, вглядываясь во что-то чернеющее впереди него. Но то, что показалось ему лесом, был только куст… Прошло минут десять, леса все не было» [4]. И как своего рода символ пути в никуда – не раз встреча- ющийся героям торчащий по межам чернобыльник. Другое название его – по- лынь. Образ, неизменно связанный с чувством тоски и горечи. Кроме того, самое понятие «чернобыльник» вызывает в нашем представлении черный цвет. Во- обще черный и белый цвета доминируют в рассказе: чернеющие кусты, чернею- щая даль, белизна снега. Черный цветовой образ символизирует мрак, тьму, без- надежность. Белый – цвет савана, символ смерти. Но одновременно – символ просветления, переживаемого героями. Вообще это рассказ о «смене ролей». Купец Василий Брехунов (фамилия «говорящая»!), мнивший себя «хозяином» не только по своему социальному ста- тусу – как же, «купец второй гильдии»! – но и по складу своего характера, в конце концов оказывается хозяином «мнимым»: природная стихия, словно во- площая волю судьбы, подчиняет его себе, и вот над стихией-то купец, как и над смертью, не властен. Работник Никита, безропотно выполняющий волю своего хозяина, в той страшной ситуации побеждает смерть – и не только потому, что он «крестьянин», которому Толстой очевидно симпатизирует. Думаем, социаль- ный мотив здесь не столь важен – гораздо важнее мотив философско-этический: слишком поздно пришло к Василию Брехунову прозрение, прежние грехи – алч- ность, гордыню, властолюбие, зависть – можно было искупить только смертью, тогда как Никита пережил прозрение много раньше – отказом от пьянства, про- щением жены, смирением, добротой, безотказностью он заслужил избавления от смерти в ту страшную метель и стужу. В финале рассказа на его старость ложится печать едва ли не праведничества: умер он «дома, как желал, под святыми и с зажженной восковой свечкой в руках» [4]. Эта своеобразная смена жизненных «ролей» достигается лишь нравствен- ными усилиями людей, и мотивная структура рассказа способствует убедитель- ному их отражению. Литература 1. Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого [Электронный ре- сурс]. – URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/hozyain-i-rabotnik-primechaniya.htm (дата обращения: 26.02.2022). 2. Линков В. Я. Комментарии. Л. Н. Толстой. «Хозяин и работник» [Электронный ресурс]. – URL: https://rvb.ru/tolstoy/02comm/0292/htm (дата обра- щения: 26.02.2022).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=