Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

87 2. В исходной редакции статьи множество примеров – иллюстраций к мето- дическим положениям: даны «образцы складывания» [5, с. 293] слогов, слов, примеры слов для чтения. Всё это убрано из окончательной редакции, благодаря чему статья получила более общий, универсальный характер. 3.В окончательной редакции статьи Л. Н. Толстой избавляется от категорич- ных оценок; стиль изложения становится более нейтральным. Так, «старинный способ называния букв азъ, буки, веди» [5, с. 292] в первой редакции Л. Н. Толстой называет «самым неудобным», поскольку при нём «уче- нику надо будет откидывать ненужные зъ, уки, еди и проч., чего на слух он не может сделать» [5, с. 292]. В окончательной редакции статьи писатель говорит просто о «старинном способе называния букв» [5, с. 134], не давая ему никакой оценки. 4. Л. Н. Толстой совершенствовал композицию статьи. Первая редакция включала пять частей; окончательная стала четырёхчастной – писатель убрал конкретный пункт об умении «правильно произносить и употреблять полуглас- ные ъ, ь, й» [5, с. 289]. В итоге статья «Для учителя» приобрела логичную стройность и закончен- ность. Композиционно Л. Н. Толстой строго следует риторическому канону в по- строении текста-рассуждения, выбирая дедуктивный способ расположения мысли: в начале статьи выдвинуты 4 тезиса, которые последовательно раскрыва- ются по ходу изложения. Цель «Азбуки» Л. Н. Толстого – научить детей читать и писать. Для этого, по его мнению, нужно сформировать умение «отличать одну букву от другой и изоб- ражать буквы» [5, с. 133]; умение «соединять буквы в слоги и разлагать слоги на буквы» [5, с. 133]. обратное ему умение «соединять буквы в слоги и разлагать слоги на буквы» [5, с. 133]; аналогичное умение «соединять слоги в слова и разла- гать слова на слоги» [5, с. 133] и, наконец, умение «правильно произносить и пи- сать те буквы, которые пишутся не так, как произносятся» [5, с. 133]. Практика показывает, что тезисы Л. Н. Толстого востребованы и 150 лет спустя. Так, например, раскрывая первый тезис, Л. Н. Толстой советует учителю писать буквы крупно, «в самых больших размерах» [5, с. 134], и не стирать их изображений, «чтобы все буквы были видны ученику: это облегчает запомина- ние» [5, с. 134]. Это замечание, возникшее у писателя из его опыта, спустя почти 150 лет подтвердят учителя 20 века. В частности, С. Н. Лысенкова в книге «Методом опережающего обучения» [3] для эффективного запоминания алфавита предла- гает показать детям все буквы уже на первом уроке и постоянно обращаться к ним в течение всего периода обучения грамоте. В отличие от текстов «Азбуки», которые стали хрестоматийным чтением для многих поколений русских детей, слого-слуховой метод Л. Н. Толстого, за исключением яснополянской школы, не нашёл в современной ему школе широ- кого применения. Скорее, этот метод использовался в семейном обучении гра- моте, о чём свидетельствуют письма родных и друзей семьи писателя. Однако

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=