Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
86 М. Ю. Барабанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) доцент кафедры русского языка и литературы ДВЕ РЕДАКЦИИ СТАТЬИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЛЯ УЧИТЕЛЯ» К «АЗБУКЕ» 1872 ГОДА: 150 ЛЕТ СПУСТЯ 2022 год для «Азбуки» Л. Н. Толстого юбилейный: книга вышла 150 лет назад. Уже при жизни автора книги «Азбуки», а затем и «Новой азбуки» выдер- жали 28 изданий, стали образцом для создания букварей и книг первоначального детского чтения. В советское время «Азбука» была переведена на все языки народов СССР и выходила десятками миллионов тиражей. Книга оказалась вос- требована и в постсоветское время: её издавали в разных редакциях; в частности, в Туле она вышла в двух версиях: под редакцией В. Б. Ремизова и С. И. Маслова [1] и под редакцией И. А. Трухачёвой [4]. Воистину сбылись «гордые мечты» писателя «об этой Азбуке», о которых Л.Н. Толстой писал своей родственнице Александре Андреевне: «…по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из неё…» [5,с. 348]. Пожалуй, в одном лишь Л. Н. Толстой оказался не совсем прав: прошло 150 лет, и уже не два, а 10 поколений детей читают эту книгу, и хочется верить – ещё 10 прочитают впоследствии. По свидетельству писателя, «Азбуке» отдано 14 лет работы. Книга пред- ставляет собой строго продуманный учебник из 4 частей. Не забыт в «Азбуке» и педагог, которому поручено воплотить замыслы писателя в жизнь: первую книгу «Азбуки» завершают две статьи: «Для учителя» и «Общие замечания для учителя». Первая представляет собой собрание конкретных методических пояс- нений к каждой части «Азбуки»; вторая – общие методические идеи Л. Н. Тол- стого по поводу обучения детей. Статья «Для учителя» имела две редакции. По ним можно проследить твор- ческий процесс Толстого –методиста, понять, как составлялся план и вырабаты- вались методические основы «Азбуки». Различия исходного варианта и окончательной редакции статьи состоят в следующем: 1. В исходном варианте Л. Н. Толстой ссылается на собственный педаго- гический опыт: « По моему опыту , 6-летний ребёнок, тем более 10-летний, вы- учивает …все буквы от нескольких часов до 3х дней в случае наибольшей непонятливости» [5, с. 292]; «Приёмы, предложенные мною , состоят в следу- ющем…» [5, с. 292]. В окончательной редакции упоминаний о собственном опыте нет; изложение носит более обезличенный характер: «Памятливый уче- ник выучит…все буквы за один урок» [5, с.134]; «Простейший способ заучи- вания следующий…» [5, с. 135].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=