Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
81 в себя книжки, предназначаемые для народного чтения. Писатель стремился сде- лать их понятными и занимательными по содержанию, высокохудожественными по форме и безукоризненными в отношении языка. В. А. Лебедева отмечает, что Толстой смотрел на педагогическое дело как на искусство. Отсюда высокие требования, предъявляемые им к учителю. Он от- водит учителю ведущую роль в процессе образования и воспитания. Осенью 1871 г. Л. Н. Толстой приступил к созданию «Азбуки», главной за- дачей которой являлась достижение как можно большего совершенства языка. «… Работа над языком ужасная, – писал он. – Надо, чтоб все было красиво, ко- ротко, просто и, главное, ясно». В своих лекциях Лебедева раскрывает огромные заслуги писателя в деле развития народного образования в России. В его педагогическом наследии есть то, что никогда не отойдет в прошлое, что всегда будет составлять золотой фонд русской передовой педагогической мысли. Особое место в произведениях Л. Н. Толстого занимает Кавказ. Работа А. А. Сахалтуева посвящена повести «Хаджи – Мурат», над которой писа- тель работал в последние годы своей жизни. Арсений Аполлинарович Сахалтуев в 1928 г. окончил Сельскохозяйствен- ную академию им. К. А. Тимирязева, в 1937–1938 гг. заведовал кафедрой фило- софии Самарского государственного экономического университета. Автор подробно рассматривает историю создания повести, все художе- ственные средства, примененные Толстым, прослеживает огромную работу пи- сателя по изучению всех фактов, сведений, относящихся к Хаджи – Мурату, Ни- колаю I, Шамилю. В данном произведении Л. Н. Толстой осуждает царское насилие, пишет о жестокости и бессмысленности войны против людей, в том числе кавказских горцев, отстаивающих свою свободу. Представлены различные социальные слои, разнообразные характеры. Основное внимание писатель уделяет образу Хаджи – Мурата, талантливого полководца, которому Шамиль был обязан мно- гими удачными военными операциями. А. А. Сахалтуев подчеркивает несокрушимую стойкость, энергию, жизнен- ную силу Хаджи – Мурата в картине его героической гибели. Израненный, уми- рающий, собрав последние силы, он стреляет по преследователям и идет на них с кинжалом. Даже полумертвый, Хаджи – Мурат пытается бороться, но падает, «как подкошенный репей». Автор статьи говорит нам о роли пейзажа в повести, хотя зарисовок при- роды в ней не так много. Здесь раскрывается тема репья – татарина, стойко бо- рющегося за жизнь, олицетворяющего силу и волю Хаджи – Мурата. В 1954 г. издались лекции Е. Смирновой «Драматургия Л. Н. Толстого». Она отмечает, что на протяжении всей своей жизни писатель проявлял боль- шой интерес к театру, обогатил золотой фонд русской драматургии тремя заме- чательными пьесами: «Власть тьмы» (1886), «Плоды просвещения»(1890), «Жи- вой труп»(1900). «Власть тьмы» явилась лучшей из немногих пьес с народной тематикой, шедших тогда на сцене русского театра. Толстой показал в этом произведении
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=