Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

80 «Нелюбимым» он был и в своей среде, где так же был никому не нужен, никто о нем не сожалел, никто не вспоминал. Бесспорно, Оленин положительный герой, он дорог самому писателю, который тоже чувствовал в это время нелюби- мым и одиноким. Создавая образ Оленина, Толстой пытался, как бы перебросить мост к воль- ной жизни казачества. Но его герой не смог выполнить подобной роли. В 60-е годы писатель уже видел, что интересы трудового народа противоположны ин- тересам дворянства, что они непримиримы. В 1953 г. вышла статья В. А. Лебедевой «Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого». Почти 70 лет Валентина Александровна проработала в музее- усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна». Она являлась единственным человеком, общавшийся с людьми, лично знавшими Льва Толстого, «связующая ниточка» с тем временем, когда после войны музей переживал своё второе рождение. Заслуженный работник культуры РСФСР Валентина Лебедева – ученый секретарь музея-усадьбы. Современница современников Льва Николаевича Тол- стого, лично знающая многих потомков великого писателя, она пользовалась мо- бильным телефоном и компьютером, у нее была феноменальная память на имена, фамилии, даты, события. Человек жил настоящим и будущим. В Ясную Поляну Валентина Александровна приехала в 1948 году и стала там не только работать, но и жить. За годы своей деятельности она освоила специальности научного ра- ботника, экскурсовода, лектора. Всю свою жизнь посвятила сохранению и попу- ляризации наследия Льва Толстого, внесла большой вклад в развитие музея- усадьбы «Ясная Поляна», стала мудрым наставником для нескольких поколений музейных работников. В июле 2018 г. на 95-м году жизни Валентина Алексан- дровна Лебедева скончалась. В своей работе «Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого» Валентина Александровна говорит о писателе, как о выдающемся педагоге. В течение своей жизни Толстой непрестанно обращался к педагогической деятельности, высту- пая, то, как учитель и организатор народных школ, то, как издатель педагогиче- ского журнала и автор педагогических статей, то, как создатель «Азбуки» и «Книг для чтения». Писатель интересовался постановкой образования и воспитания в европей- ских школах, внимательно изучал литературу, осматривал высшие, средние и начальные школы, беседовал с выдающимися педагогами Западной Европы, приобретал большое количество книг, программ и руководств. Осенью 1859 года Л. Н. Толстой объявил в своей деревне, что открывает бесплатную школу «для всех желающих», для детей и взрослых. Писатель все свое время и силы отдает школе. Индивидуальный подход к ре- бенку, глубокое изучение его психологии. Стремление выявить и развить природные способности, духовные и умственные интересышкольника – таковы положительные начала педагогики Толстого, которое обеспечило ему большой успех в работе. По инициативе Толстого и при поддержке крестьян с июня 1861 г. по январь 1862 г. была открыта в окрестных селах Ясной Поляны 21 школа. В 1861 году он берет на себя огромный труд по изданию педагогического журнала «Ясная Поляна». К нему выходило приложение, которое включало

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=