Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
79 Одна из основных областей деятельности ученого – изучение и публикация грандиозного архива писателя, включающего, в частности, 180 тысяч листов подлинных рукописей. В своей работе, посвященной статье писателя «Не могу молчать» (1958 г. изд.), А. И. Шифман привлек большой неизданный материал – мемуары, письма, дневники. Статью он называет выдающимся документом рус- ской общественной мысли, протестом Толстого против массовых казней, совер- шившихся царским правительством над участниками революции 1905 года. Работа «Лев Толстой – обличитель буржуазной культуры» (1960 г. изд.) по- священа мало исследованному вопросу о борьбе и критике великого русского писателя в отношении буржуазной науки и искусства. На основе обширного фак- тического материала – художественных материалов, статей, дневников, писем, устных высказываний писателя – автор показывает, как Л. Н. Толстой гневно об- личал реакционную, растленную идеологию империализма. Цель этой работы – показать читателю, сколь велики были любовь и сочувствие писателя простому человеку – труженику, раскрыть его благородную роль борца против угнетения, войн и насилия, за подлинно народную культуру, науку, литературу и искусство, поставленные на службу человека. «Море человеческого горя заливало Россию, волны его катились по пыль- ным дорогам страны, по его разоренным деревням» – пишет кандидат филоло- гических наук А. И. Поповкин в своей работе «Народные рассказы Л. Н. Тол- стого» (1957 г. изд.). Александр Иванович Поповкин (1899–1962 г.) родился в селе Мокроусова Курской губернии. В 1926г. окончил МГУ, заведовал русской школой в Берлине (1936–1939 г.), работал в МИДе СССР. В 1952–1962 годах – директор музея – усадьбы Т. Н. Толстого «Ясная Поляна», автор ряда научных трудов о великом писателе. В данной работе автор подробно анализирует рассказы: « Чем люди живы», « Где любовь, там и бог», «Сказка о Иване – дураке и его двух братьях», «Много ли человеку земли нужно», «Два старика», «Свечка». А. И. Поповкин говорит нам о том, что Толстой в своих рассказах отразил настроения многомиллионных масс крестьянства, изнывающих под ярмом помещиков, но не видевших выхода из своего тяжелого положения. Не остался без внимания А. И. Поповкина роман «Воскресенье», который создавал великий писатель 10 лет. В этом произведении Толстой показал, что будущее принадлежит народу, но как сделать, чтобы он жил лучше, чтобы не умирали мужики от голода, чтобы не было невинно осужденных, не было лжи и обмана, – на все эти вопросы писатель ответить не мог. В литературно – критическом очерке к повести Л. Н. Толстого «Казаки» (1956 г. изд.) А. П. Поповкин показывает читателю, как писатель стремится при- мирить два различных класса через своего героя Оленина. С чувством горячей любви ко всем окружающим уезжает Оленин на Кавказ. Покидая Москву, он верит, что на новом месте начнет свободную счастливую жизнь среди казаков. Через своего героя Толстой выразил огромное желание приблизиться к жизни простого народа. Но Оленин оказался чуждым казакам. Так и уехал из станицы, никому не нужный, никем не любимый.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=