Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

77 Проникнутые ненавистью к врагу, русские люди не хотят оставаться в ме- стах, занятых французами. Они идут в партизанские отряды, уничтожая все, что могло бы поддержать врага. Толстой приветствует эту новую форму борьбы, не подходившую ни под какие правила войны, но выражавшую патриотический подъем вооруженного народа и приведшую к тому, что тысячи солдат неприя- тельской армии были истреблены казаками и мужиками. А. Ф. Архангельский обращает наше внимание на то, что Толстой выводит ряд образов дворян, которые дорожат своей родиной, болеют за ее судьбу, от- дают ей все силы, а если нужно – и жизнь. По мысли Толстого, чем ближе стоят дворяне к народу, чем сильнее и ярче их патриотические чувства, богаче и со- держательней духовная жизнь. Писатель показывает сложный путь этих людей к народу, к пониманию важных задач, стоящих перед государством, армией. Роман «Война и мир» А. Ф. Архангельский называет величественным гим- ном русскому народу – богатырю, как вечно живущее напоминание всему миру о его непобедимости. Автор дает нам справку о том, что по данным Всесоюзной книжной палаты, на 1 марта 1953 года роман «Война и мир» издавался в СССР 30 раз, на 10 языках, общим тиражом в 2.916.000 экземпляров. Военная тема – одна из главных тем Толстого. В работе кандидата филоло- гических наук Лощинина Николая Петровича «Военные рассказы Л. Н. Тол- стого» красной нитью пронизано, как кавказские впечатления легли в основу ряда художественных произведений писателя. Война на Кавказе длилась на про- тяжении десятилетий и потребовала больших человеческих жертв. Царское пра- вительство, посылая под пули горцев лучших, передовых деятелей русской куль- туры, борцов против произвола, стремилось физически истребить их. В этой бойне принимали участие сосланные декабристы Бестужев – Марлинский, Одо- евский, а так же высланные туда Полежаев и Лермонтов. Лощинин показывает читателю, как Толстой в своем рассказе «Набег» стре- мится рассмотреть войну с различных сторон. Писатель утверждал, что солдаты – главная сила, что они опытные, бывалые воины, способны правильно понимать сложившуюся обстановку, оценивать поступки отдельных людей. В то же время Толстой видел и в горцах людей достойных уважения. Далее Н. П. Лощинин раскрывает суть рассказа «Рубка леса». На фоне сол- датской массы Толстой показал офицеров. Их мир совершенно иной: корысть, карьеризм, хвастовство, отсутствие глубоких душевных переживаний, тщесла- вие, эгоизм. Для солдата Кавказ был местом постылой службы. Офицер же туда ехал, чтобы получить новые впечатления и ощущения, а главное, обогатиться, выслужиться, чтобы потом пойти в отставку и поселиться в усадьбе. Автор лекций напоминает читателю об участии Л. Н. Толстого в Крымской войне. Великий писатель находился в центре боевых событий, видел героизм солдат и матросов. Севастопольская оборона дала ему огромный материал для создания севастопольских рассказов, которые являются живым куском истории России. В трех небольших по объему рассказах писатель сумел показать три этапа обороны Севастополя, длившейся около года. Н. П. Лощинин в заключении своих лекций дал высокую оценку военным рас- сказам Л. Н. Толстого. Бойцы Советской Армии в годы войны читали и перечитывали

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=