Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

74 А. В. Слобожанин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) доцент кафедры философии и культурологии Л. Н. ТОЛСТОЙ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРИТИКИ ЦЕРКВИ Взаимоотношение Л. Н. Толстого и Русской православной церкви (во вре- мена Л. Н. Толстого носила название Российской греко-кафолической церкви) отличались большой сложностью. Лишь в относительно короткий период все учение и практика Церкви целиком принимались Львом Николаевичем. Позже в работах «В чем моя вера?» [2], «Исповедь», «Разрушение ада и вос- становление его» были на мировоззренческом уровне выявлены части учения РПЦ, которые оказались неприемлемыми для зрелого мыслителя. Рассмотрим основные линии критики Церкви. Самым важным направле- нием критики Л. Н. Толстого Церкви является этическое. Для Л. Н. Толстого не- приемлемой становится прежде всего этическая практика, хотя и этические по- ложения учения РПЦ во многом так же оказываются неприемлемыми. В, частности, особо раздражает мыслителя, что библейское учение всячески ограничивается в угоду современной политической ситуации. «Вопрос грена- дера: Евангелие или воинский устав? закон божий или закон человеческий? – теперь стоит и при Самуиле стоял перед человечеством. Он стоял и перед самим Христом и перед учениками его. Стоит и перед теми, которые теперь хотят быть христианами, стоял и передо мной» , – пишет Толстой. Действительно, церков- ные книги стремятся извратить нравственное учение Евангелия (например, запрет на клятву из Нагорной проповеди не используется в судебной и армейской практики). Следующее направление критики – догматическое. Ему посвящено отдель- ное произведение «Критика догматического богословия». Толстой отвергает все догматы Церкви, которые напрямую не озвучиваются в Евангелиях. Более того он критикует Евангелия как книги, которые изменены ради церковной пропа- ганды. В особенности это касалось Нагорной проповеди – центра христианского учения по мнению мыслителя. Действительно практически все указания из дан- ной проповеди толкуются Церковью преимущественно иносказательно. Для Льва Николаевича евангельские чудеса оказываются сказками, затуманиваю- щими истинный смысл христианского учения. Эти чудеса сознательно были включены в Евангелия, чтобы отвлечь внимание христиан от сердцевины нрав- ственного учения в противовес сиюминутным нуждам государства и общества. Третье направление критики – литургическое. Сильно разросшиеся и фор- мализированные богослужения оказываются для мыслителя возрождением язы- чества. Л. Н. Толстой отрицает спасительность богослужебных таинств как язы- ческих ритуалов. Неприятие Л. Н. Толстого касалось и изображений на иконах,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=