Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
70 и страстей. Далее следует работа по преобразованию этих страстей в доброде- тели – через знание, размышление, рассуждение: эта работа рациональна , как в античной философии, а не построена лишь на вере, как в христианстве. Комунны крестьян-толстовцев представляют собой пример того, как этика Л. Н. Толстого воплощалась в жизни. Трансгуманизм призывает к воздержа- нию, умеренности, осознанному потреблению – что преображает ценности со- временного цифрового общества, влияя на культуру потребления, отношение к экологии, к деторождению и т. д. Этика трансгуманизма определяется идей борьбы с несправедливостью био- логического удела человека – обладая разумом, человек склонен к болезням и смертен, поэтому он должен направить силу своего разума на защиту всего живого и преобразование собственного удела. Человек в трансгуманизме, как и человек Толстого, призван победить зло, вопрос лишь в содержании зла. Как у Толстого, так и в трансгуманизме – корень зла находится в самой природе че- ловека, как биологического существа. Нравственная философия Толстого формировалась не только под влиянием христианства, но и благодаря античной философии, где этика представлялась как деятельность по преобразованию собственной души. Именно такой подход про- пагандировал Л. Н. Толстой, считая, вслед за античными мыслителями, что че- ловек может нравственно преобразоваться посредством знания о добродетели – что является типично античным подходом к проблеме порока, противополож- ным христианскому взгляду на изначальную греховность [3]. Вслед за антич- ными философами Толстой считал, что обладание знанием – то есть, мудростью – это высшая добродетель, потому что является условием выработки всех осталь- ных добродетелей. В цифровом обществе знание, или информация становится высшей ценно- стью, более того – ценность информационной единицы, по мере цифровизации, способна превысить ценность человеческой жизни. Информация дает возмож- ность достижения блага, преобразования телесного во внетелесное – возмож- ность цифрового бессмертия и избавления от гнета человеческой природы. Идея бессмертия приобретает новые смыслы в виртуальном пространстве, она впервые в истории обсуждается вне религиозного и мистического контекстов [4]. В этом смысле, идеи Л. Н. Толстого, не столь далекие от философии транс- гуманизма, как другие философские и религиозные концепции, могут стать эти- ческим основанием для выработки критериев философии смерти и послесмертия в цифровом обществе. Литература 1. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгу- манистическая эволюция / под ред. Д. И. Дубровского. – М. : Изд-во МБА, 2013. 2. Куне Р., ТучинаМ. Е. Глобальное будущее 2045 : II Междунар. конгресс (Нью- Йорк, июнь 2013 г.) [Электронный ресурс] // Филос. науки. – № 12. – 2013. – С. 125– 136. – URL: https://www.phisci.info/jour/article/view/1599/1531 (дата обращения: 10.08.2022).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=