Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
69 Ю. В. Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) профессор кафедры философии и культурологии ТАНАТОЛОГИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ ЦИФРОВОГО ПОСЛЕСМЕРТИЯ Тема смерти и умирания в философии и творчестве Л. Н. Толстого носит имеет выраженный этический характер. Смерть, по Толстому, это переосмыс- ление зла – когда перед лицом вечности составляющие части зла – грехи, со- блазны и суеверия [3, 5, 6, 7] – обнажают свою истинную суть, вызывая у уми- рающего разочарование и отвращение. Таким образом, смерть, согласно Толстому, парадоксальна – с одной стороны, она является злом, с другой – бла- гом, потому что дает возможность духовного преображения и освобождает от зла и от гнета страстей. Современное цифровое общество выдвигает идею бессмертия и после- смертного существования [1, 2], связную с дискурсом о человеке нового типа – по сути, Сверхчеловеке – чья личность может быть сохранена в цифровом про- странстве после физической смерти. На данный момент уже говорят об условном «одностороннем бессмертии» [8], поскольку, используя все цифровые следы, оставленные человеком в сети Интернет, можно воссоздать виртуальную после- смертную личность. Несмотря на то, что дискурс о современном бессмертии ли- шен мистического оттенка, он имеет этико-философское основание, которое сле- дует искать в трансгуманизме. Как современное культурное и научное движение, трансгуманизм основан на стремлении к высшей точке эволюции человека, как биологического вида, с использованием всех доступных средств науки; целью этой эволюции должно быть биологическое совершенство и бессмертие [1, 2]. Трансгуманизм атеистичен, однако имеет четкую этическую концепцию, в кото- ром благом считается отсутствие страданий (болезней, смерти, насилия, голода и т. д.) [2]. На первый взгляд отношение к смерти и бессмертию Л. Н. Толстого и со- временный дискурс о цифровом бессмертии имеют слишком мало общих черт для того, чтобы их сравнивать; главным аргументом в пользу этого утверждения является то, что в основании танатологии Толстого лежат религиозные нрав- ственные ценности, а в основании идеи цифрового бессмертия – ценности атеи- стического трансгуманизма. Но, на самом деле, в этих двух концепциях много общего. Обе концепции, по своей сути, являются этическими, представляя собой определенную моральную стратегию, следование которой преображает при- вычный образ жизни. Для Толстого – это осознание круга порочности, в кото- рый человека ввергают государство, общество, семья, социальное окружение. Знание о зле приводит к осознанию собственных пороков, предрассудков
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=