Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

67 рублей, ни один не передал мне для раздачи бедным ни одного рубля, ни один не вспомнил прежних разговоров и не дал мне ни одной копейки», [1, 221] сколько «горечи, стыда и раскаяния» испытал он, увидев и поняв, что с помощью барской благотворительности никогда не удастся накормить всех голодных и приютить всех бездомных. Как это было и с другими запрещенными цензурой публицисти- ческими сочинениями Толстого, трактат «Так что же нам делать?» – сначала в отрывках, а позднее и целиком получил широкую известность в рукописных копиях. Полный текст трактата был впервые опубликован в Женеве в 1886 г., а в России в издательстве «Посредник» в 1906 г. Толстой размышляет о том, как помочь обездоленным. При переписи бога- тые предлагали деньги для нуждающихся, только бы не идти в трущобы и не соприкасаться с нищими. Но великий гуманист иначе понимает добро. «… это значит делать то, что хорошо для человека, чтобы делать добро, не деньги нужны, а нужна, прежде всего, способность хоть на время отречься от условно- сти нашей жизни» [2, 177]. Как только началась перепись, стало понятно, что Толстой ошибся: благо- творительность не работает. Среди москвичей действительно было много бед- ных людей, но те, кто работал, имели свой хлеб и не голодали. Тех же, кто не ра- ботал, деньгами от попрошайничества оказалось не спасти: получив деньги, они не спешили устраиваться на нормальную работу. В период переписи Толстой общался с людьми, которым необходима была помощь, но работать они не хотели, а продолжали попрошайничать. В ночлеж- ках Толстой встречал и детей. Одному мальчику предложил пойти в ученики к сапожнику, но мальчик не захотел работать и исчез, так как знал возможность веселой жизни без труда. Следовал вывод: человека недостаточно накормить, его надо «научить жить, то есть меньше брать от других, а больше давать». Толстой размышляет о пользе благотворительности. Он хотел помогать несчастным только потому, что у него были деньги. Но он увидел, «что деньги сами по себе не только не добро, но очевидное зло, лишающее людей главного блага – труда и пользования этим своим трудом» [1, 291]. Во время голода 1891–1892 гг. Л. Н. Толстой объездил многие деревни Бого- родицкого, Епифанского, Ефремовского уездов Тульской губернии и Данковского уезда Рязанской губернии. Впечатления от этих поездок были настолько тягост- ными, что писатель решил как можно быстрее привлечь внимание общества к народному бедствию. В правдивой статье «О голоде» [3, 86–116] писатель рас- сказал о невыносимых условиях жизни русской деревни. Он понимал, что голод и в последующие годы не перестанет душить нищую, обездоленную русскую де- ревню. Толстой передал свою статью в журнал «Вопросы философии и психоло- гии», позже узнал от редактора Н. Я. Грота, что цензура ее не пропустила. Статья была направлена за границу, и в английской газете появился ее перевод, а неделю спустя «Московские ведомости», напечатав отрывки из этой статьи, обвинили графа «… в пропаганде самого крайнего, самого разнузданного социализма». В статье Толстой не анализирует статистические данные, а описывает жизнь конкретных крестьян: «Вот большая деревня Ефремовского уезда. Из 70-ти дворов есть 10-ть, которые кормятся еще своим. Остальные сейчас через двор уехали

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=